Мораль басни и.а. крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том. что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные , попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком. в жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той. что описана в басне. например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, им разнообразные советы. но понятно, что, выпусти их на поле, — у них совсем ничего не получится. басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов. в качестве примера можно такую .
Скупая мертвые души, он сам становится хитрым, пронырливым.
После вскрытия своей аферы, он поедет в другую губернию, где найдёт себе другую богатую невесту или должность, приобретению которой будут количество этих мёртвых душ. Этот человек запомнил завет отца: "Береги копейку, она тебя не предаст". С детства он отличался льстивым и угодливым характером. Всё это до какой-то степени и неплохо в нашей жизни. Но вот не прийти и не проститься со своим школьным учителем - аморально. Правила хорошего тона и поведения должны человеку жить и выживать. Иногда не стоит отвечать хамством на хамство. Но из правил хорошего тона и этикета сделать тонкий и коварный расчёт - это уже признаки мёртвой души и фарисейства. Чичиков не может видеть красоты природы, женщин, не испытывает чувства дружбы и любви. Он похож на механическую бездушную машину. Но не стоит думать, что те, кто груб и прямолинеен имеют живую душу. Яркий пример тому Собакевич и Ноздрёв. В погоне за выгодой и в мещанстве они тоже теряют свои души.