Трагизм и безысходность главного героя И.С.Тургенева раскрывается уже в первых строках небезызвестного рассказа «Муму». Вся идея повествования заключается в том, что простой мужик, от роду немой, оказался более красноречивым, будучи несоизмеримо сильным и имея угрожающую внешность, сумел показать красоту душевную на фоне трусости и несправедливости.
Герасим, которого узнает читатель в начале рассказа, наделен неординарной внешностью, он огромен – «…двенадцати вершков роста…», непомерно силен, на что делается особый акцент. Это видный и могучий человек, однако предвзято обделенный природой, поскольку не имеет возможности слышать и говорить. Тем не менее, он обладает одним из главных человеческих качеств – великодушием.
В пределах городского двора, куда его нанимает на работу дворником старая барыня, Герасим тоскует по родному ветхому домишке, по своей деревенской привычной работе в поле, но не показывает своих эмоций и душевных переживаний. В силу своей богатырской внешности, главный герой быстро завоевывает авторитет вышибалы среди дворовой челяди. Что там челядь – его боятся даже петухи, не смеющие при нем драться. Свои печали дворник сметает трудами, как замечает автор – работал он за четверых. Свои обязанности он исправно выполнял за краткое время, двор был всегда идеально чистым, дом надежно охраняемым. Новый труд казался ему шуткой, по сравнению с тяжкими крестьянскими работами. Трудолюбивый Герасим- идеал крестьянина русского
Троекуров кирила петрович – богатый дворянин-самодур, отец маши. т. – человек и распущенный, опьяненный сознанием своей силы. богатство, род, связи – все обеспечивает ему вольготную жизнь. т. проводит время в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. унижение слабых, вроде травли зазевавшегося гостя медведем, – вот его удовольствия. при всем этом т. – не прирожденный злодей. он долго дружил с отцом дубровского. поссорившись с ним на псарне, т. мстит другу со всей силой своего самодурства. он с взяток отсудил у дубровских имение, довел бывшего друга до умопомешательства и смерти. но самодур т. чувствует, что зашел слишком далеко. сразу после суда он едет мириться с другом. но опаздывает: отец дубровский при смерти, а сын прогоняет его вон. образом т. пушкин показывает, что беда не в самом помещике, а в социальном устройстве жизни (крепостное право, всесилие дворян). оно развивает в непросвещенном дворянине веру в свою безнаказанность и безграничные возможности («в том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»). даже любовь к детям искажается в т. до предела. он обожает свою машу, но делает ее несчастной, выдав за богатого, но нелюбимого ею старика. самодурство т. отражается и на его крепостных. они также спесивы, как и их хозяин. троекуровский псарь дерзит дубровскому-старшему – и тем самым ссорит старых друзей.
Давно отгремела великая отечественная война. уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. поутихла с боль утрат, зарубцевались раны. но наши писатели и поэты обращались и обращаются к тем далеким дням. война по-прежнему живет в памяти нашего народа. военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия. современная о войне обращается к наиболее тяжелым в ходе великой отечественной войны, к критическим моментам в судьбах героев, выявляла гуманистическую природу воюющего солдата. военная проза второй половины xx века – один из наиболее крупных “блоков” современного процесса. на ее страницах воспитывались многие поколения читателей. к ней обращаются сейчас и фронтовики-ветераны великой отечественной войны, и вчерашние школьники, готовящие себя к службе в рядах вооруженных сил страны. наша (разумеется, лучшие книги) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувства ответственности, понимания того, что именно от них зависит судьба страны. жестокая, кровавая война потребовала духовного раскрепощения, сопровождалась стихийным освобождением от душивших живую жизнь и искусство сталинских догм, от страха и подозрительности. каждый третий из ушедших на фронт писателей – около четырехсот человек – с войны не вернулся. писатели фронтового поколения принесли в тяжелый, кровавый опыт “окопников”, они сами пережили то, что было уделом огромного числа людей, объединенных одним желанием – уничтожить врага. в послевоенной продолжается осмысление трагических событий войны, правда о войне, которую четверть века пытались вытеснить из , пришла к читателю. произведения писателей, пришедших в прямо с полей сражений, имеют большое воспитательное значение. многие герои этих книг могут служить примером мужества, бесстрашия, проявленных при выполнении своего долга перед отечеством. военная проза ю. бондарева, в. быкова, к. воробьева, б. васильева, в. кондратьева, б. васильева сурова, трагична. герои произведений часто , казалось бы, в безвыходные ситуации, когда надо сделать выбор между честью и бесчестием, чувством долга и вполне естественным стремлением человека сберечь свою, единственную жизнь. перед угрозой смерти люди ведут себя по-разному. одни мужественно, смело, поражая выдержкой и высоким чувством товарищества. другие оказываются трусами, приспособленцами. в трудную минуту резко отделяется добро ото зла, чистота от подлости, героизм от предательства. и важно, что писатели подводят своих героев к правильному выбору, проведя их через сложные испытания, показывая их духовную стойкость, силу воли. победа 1945 года, безусловно, возрождает и укрепляет оптимизм, веру в конечное торжество добра, справедливости, человечности. о войне имеет антивоенную направленность. показывая войну во всей ее сложности, в “крови, страданиях, смерти”, писатели выражают убеждение в том, что это не должно повториться. фронтовые страницы прозы сильны гуманистическим началом. им проникнуты произведения к. воробьева, в. астафьева, в. кондратьева, г. владимова. они буквально “кричат” о преступности бессмысленных жертв. едва ли найдется сейчас такая целостная система произведений, которая с редкой силой и свободой говорила бы, вопреки официальным установкам, что величайшей ценностью на земле является человеческая жизнь.
Трагизм и безысходность главного героя И.С.Тургенева раскрывается уже в первых строках небезызвестного рассказа «Муму». Вся идея повествования заключается в том, что простой мужик, от роду немой, оказался более красноречивым, будучи несоизмеримо сильным и имея угрожающую внешность, сумел показать красоту душевную на фоне трусости и несправедливости.
Герасим, которого узнает читатель в начале рассказа, наделен неординарной внешностью, он огромен – «…двенадцати вершков роста…», непомерно силен, на что делается особый акцент. Это видный и могучий человек, однако предвзято обделенный природой, поскольку не имеет возможности слышать и говорить. Тем не менее, он обладает одним из главных человеческих качеств – великодушием.
В пределах городского двора, куда его нанимает на работу дворником старая барыня, Герасим тоскует по родному ветхому домишке, по своей деревенской привычной работе в поле, но не показывает своих эмоций и душевных переживаний. В силу своей богатырской внешности, главный герой быстро завоевывает авторитет вышибалы среди дворовой челяди. Что там челядь – его боятся даже петухи, не смеющие при нем драться. Свои печали дворник сметает трудами, как замечает автор – работал он за четверых. Свои обязанности он исправно выполнял за краткое время, двор был всегда идеально чистым, дом надежно охраняемым. Новый труд казался ему шуткой, по сравнению с тяжкими крестьянскими работами. Трудолюбивый Герасим- идеал крестьянина русского