Противоречивость образа Анны Карениной заключалась уже в том, что жизнь ее разворачивалась в двух направлениях: то, что было в семье, и то, что было вне семьи. Анна ощущала, что «счастье возможно только при строгом исполнении закона добра», а она старалась построить его на несчастье близких ей людей. Бунтарский характер ее не признавал ничего смиренного: «…она знала наперед, что религии возможна только при условии отречения от того, что составляло для нее весь смысл жизни». Анна отреклась от своего обычного образа жизни. «Все ложь, все обман, все зло»,- говорит она накануне гибели. Все вопросы были решены отрицательно, и это убило ее волю к жизни. Она потеряла моральную опору.
Безусловно, даже смерть героини можно рассматривать по-разному: и как душевную силу, и как слабость. Но главным остается то, что Анна Каренина со всеми ее высокими моральными порывами вступила в противоречие с общепризнанным стереотипом своей среды и своей эпохи. А за обычными формами человеческих отношений Л. Н. Толстой вскрыл целостную натуру и всегда злободневные проблемы человеческих отношений, которые поражают своей глубиной и таинственностью.
Это 4 часть.
На полдни [На полдни — на юг, на восход — на восток, на закат — на запад] за сарай лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора, еще круче; а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы — все выше и выше поднимаются. А выше всех белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат все такие же горы, кое-где аулы дымятся в ущельях. «Ну, — думает, — это все ихняя сторона».
Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке — как куклы маленькие, видно — бабы сидят, полоскают. За аулом пониже гора и через нее еще две горы, по ним лес; а промеж двух гор синеется ровное место, и на ровном месте далеко-далеко точно дым стелется. Стал Жилин вспоминать, когда он в крепости дома жил, где солнце всходило и где заходило.