Королкнко в своей повести "Слепой музыкант" размышляет над проблемами выбора жизненного пути, отношений к людям и к миру, а так же восприятию окружающего мира. Главный герой повести - Петр, который родился слепым, с раннего детства он не мог увидеть мир так, как его видят обычные люди, он не видел красоты окружающей его природы, внешний облик предметов. Но он представлял этот мир благодаря чуткому восприятию звуков. Петр - талантлив и умен,с детства знал теплоту семейного круга, дружественные отношения с Эвелиной были для него некой опорой. Конечно, невозможность увидеть мир таковым, каков он есть очень огорчало Петра...После встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы.После этого Петр почувствовал себя чужим и понял, что правила жизни ему неизвестны и, тогда, перед ним встал главный вопрос: "А примет ли меня общество?" Петр начал страдать и решил сходить в монастырь, где встретил озлобленного звонаря, который не любил детей, после той встречи Петра все больше посещало ощущение не только страдания, но и непонимание такого отношения со стороны других людей к нему.
Тема стихотворения Алексея Константиновича Толстого "Где гнутся над омутом лозы" : Наблюдение ребенка, отдыхающего с матерью у омута, за кружением стрекоз в летний день. Идея: Необходимо всегда соблюдать осторожность. Ребенок не должен заигрываться так, чтоб забыть об опасности (мама-то его, конечно, предупреждала и запрещала лезть в воду!) утонуть. А мать не должна упускать из виду ребенка ни на минуту. А главная мысль - не все и не всегда такое, каким кажется. Танец стрекоз - красивое зрелище. Но их песенки настораживают: почему ребенку надо быстрее подойти? Раз это сделать надо, пока мать не проснулась, значит, речь о чем-то запретном, неправильном, что делать ни в коем случае нельзя. Средства выразительности: Эпитеты: летнее солнце, веселый хоровод, бирюзовые спинки, отлогий берег, песчаное дно. Сравнение: крылышки, точно стекло. Олицетворение: лозы гнутся, стрекозы пляшут, стрекозы ведут хоровод, мы (стрекозы) научим, мы любим, мы знаем песенки, былинки трепещут. Гипербола: мы так тебя любим давно. Метафора: хоровод (кружение стрекоз уподобляется человеческому танцу). Обращение: дитя, смотри. Авторский повтор: подойди к нам поближе, … подойди, подойди же. Размер - трехстопный амфибрахий( ударение падает на средний слог стопы) Рифмовка: перекрестная (1-ый стих рифмуется с 3-им, 2-ой с 4-ым). Рифмы: 1-ой и 3-ей строк - женские, 2-ой и 4-ой - мужские.
Творчество Лескова, можно сказать, не знает социальных границ. Он выводит в своих произведениях людей самых разных сословий и кругов: и помещиков - от богачей до полунищих, и чиновников всех мастей - от министра до квартального, и духовенство - монастырское и приходское - от митрополита до дьячка, и военных разных рангов и родов оружия, и крестьян, и выходцев из крестьянства - солдат, мастеровых и всякий рабочий люд. Лесков охотно показывает разных представителей национальностей тогдашней России: украинцев, якутов, евреев, цыган, поляков.. . Удивительна у Лескова разносторонность знания жизни каждого класса, сословия, национальности. Нужны были исключительный жизненный опыт Лескова, его зоркость, памятливость, его языковое чутье, чтобы описать жизнь народа так пристально, с таким знанием быта, хозяйственного уклада, семейных отношений, народного творчества, народного языка.
"Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту (*6) любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих".
Такими словами определил значение Николая Семеновича Лескова (1831-1895) в истории русской литературы М. Горький, написавший о нем в 1923 году специальную статью.
Горький в своей оценке Лескова не впал в преувеличение. Такого охвата русской жизни во всех ее сферах и социальных группах нет ни у одного писателя до Лескова.
Королкнко в своей повести "Слепой музыкант" размышляет над проблемами выбора жизненного пути, отношений к людям и к миру, а так же восприятию окружающего мира. Главный герой повести - Петр, который родился слепым, с раннего детства он не мог увидеть мир так, как его видят обычные люди, он не видел красоты окружающей его природы, внешний облик предметов. Но он представлял этот мир благодаря чуткому восприятию звуков. Петр - талантлив и умен,с детства знал теплоту семейного круга, дружественные отношения с Эвелиной были для него некой опорой. Конечно, невозможность увидеть мир таковым, каков он есть очень огорчало Петра...После встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы.После этого Петр почувствовал себя чужим и понял, что правила жизни ему неизвестны и, тогда, перед ним встал главный вопрос: "А примет ли меня общество?" Петр начал страдать и решил сходить в монастырь, где встретил озлобленного звонаря, который не любил детей, после той встречи Петра все больше посещало ощущение не только страдания, но и непонимание такого отношения со стороны других людей к нему.