Федор Иванович Долохов—это второстепенный персонаж романа-эпопеи «Война и мир». Несмотря на это, он является одним из самых ярких мужских образов в произведении.
Долохов—это небогатый дворянин из угасающего рода. Он не имеет особых связей и в жизни вынужден надеяться только на самого себя. В начале произведения мы видим его состоящим в элитном Семеновском полку, но в дальнейшем из-за своих безобразных выходок он оказывается разжалован в обычные солдаты. В дальнейшем он сумеет отличиться на поле боя и вернуть себе офицерское звание, но, так как буйный нрав его неизменен, его разжалуют снова. Это повторяется несколько раз.
Характеристика персонажа
образ Федора Долохова
Отношения с друзьями
По описанию Долохова можно понять, что он страдает из-за своей бедности и отсутствия связей. При этом он умеет расположить к себе нужных людей и воспользоваться ими. Так случается с Анатолем Курагиным, с которым он водит дружбу, беззастенчиво пользуясь его кошельком. Жену Безухова он бесстыдно соблазняет, несмотря на то, что Пьер ему бескорыстно с трудную минуту. Николая Ростова обыгрывает в карты на крупную сумму в отместку за отказ Сони.
Федор Долохов, в роли Олег Ефремов, и Анатоль Курагин, в роли Василий Лановой, х/ф "Война и мир", СССР 1967
(Федор Долохов, в роли Олег Ефремов, и Анатоль Курагин, в роли Василий Лановой, х/ф "Война и мир", СССР 1967)
Смелость героя
В то же время Долохова нельзя назвать трусливым человеком, он храбр, иногда до безрассудства. Это проявляется в первой же сцене, в которой читатель его встречает. Федор, сидя на окне третьего этажа, залпом выпивает бутылку рома, рискуя свалить вниз и убиться насмерть.
На поле боя Долохов также проявляет себя с лучшей стороны: он в одиночку останавливает роту неприятеля, берет в плен офицера, бесстрашно разведывает расположение французских частей. Однако все это он проделывает не из любви к отечеству, а лишь для того, чтобы в очередной раз выслужиться вернуть себе офицерское звание.
Отношения с матерью и сестрой
Очень неожиданным предстает перед читателем характер Долохова в его отношениях с матерью и сестрой. Повеса, бретер, сорви-голова оказывается любящим сыном и нежным братом.
Образ персонажа в произведении
Олег Ефремов в образе Федора Долохова, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967
(Олег Ефремов в образе Федора Долохова, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967)
Образ персонажа автор раскрывает перед нами через отношение к нему других героев, а также через его портрет. Так, Пьер размышляет о нем перед дуэлью: «… ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это...».
Читая описание внешности Федора, читатель замечает, что особый акцент автор делает на его глазах. Так, он говорил, «...блестя своими красивыми, наглыми глазами...», или «...глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом...».
Таким образом, Долохов в романе Л. Н. Толстого—это молодой обедневший русский офицер отчаянной храбрости, но невысоких принципов, неисправимый авантюрист. Через его образ автор показывает целый пласт офицеров того времени, которые не могли найти себя в мирное время, но героически сражались на войне. К сожалению, в романе, как и в действительности, этот образ оказывается нежизне если не изменит себя или его не изменит чистая женская любовь, подобно той, на которую надеялся Долохов, делая предложение Соне
И. С. Тургенев. "Певцы" из "Записок охотника": "Он глубоко вздохнул и запел.. . Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. "Не одна во поле дороженька пролегала", - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более - он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся".
Одной из самых важных граней проблемы "отцов и детей" является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. "Она легла здесь и лежала долго".
Федор Иванович Долохов—это второстепенный персонаж романа-эпопеи «Война и мир». Несмотря на это, он является одним из самых ярких мужских образов в произведении.
Долохов—это небогатый дворянин из угасающего рода. Он не имеет особых связей и в жизни вынужден надеяться только на самого себя. В начале произведения мы видим его состоящим в элитном Семеновском полку, но в дальнейшем из-за своих безобразных выходок он оказывается разжалован в обычные солдаты. В дальнейшем он сумеет отличиться на поле боя и вернуть себе офицерское звание, но, так как буйный нрав его неизменен, его разжалуют снова. Это повторяется несколько раз.
Характеристика персонажа
образ Федора Долохова
Отношения с друзьями
По описанию Долохова можно понять, что он страдает из-за своей бедности и отсутствия связей. При этом он умеет расположить к себе нужных людей и воспользоваться ими. Так случается с Анатолем Курагиным, с которым он водит дружбу, беззастенчиво пользуясь его кошельком. Жену Безухова он бесстыдно соблазняет, несмотря на то, что Пьер ему бескорыстно с трудную минуту. Николая Ростова обыгрывает в карты на крупную сумму в отместку за отказ Сони.
Федор Долохов, в роли Олег Ефремов, и Анатоль Курагин, в роли Василий Лановой, х/ф "Война и мир", СССР 1967
(Федор Долохов, в роли Олег Ефремов, и Анатоль Курагин, в роли Василий Лановой, х/ф "Война и мир", СССР 1967)
Смелость героя
В то же время Долохова нельзя назвать трусливым человеком, он храбр, иногда до безрассудства. Это проявляется в первой же сцене, в которой читатель его встречает. Федор, сидя на окне третьего этажа, залпом выпивает бутылку рома, рискуя свалить вниз и убиться насмерть.
На поле боя Долохов также проявляет себя с лучшей стороны: он в одиночку останавливает роту неприятеля, берет в плен офицера, бесстрашно разведывает расположение французских частей. Однако все это он проделывает не из любви к отечеству, а лишь для того, чтобы в очередной раз выслужиться вернуть себе офицерское звание.
Отношения с матерью и сестрой
Очень неожиданным предстает перед читателем характер Долохова в его отношениях с матерью и сестрой. Повеса, бретер, сорви-голова оказывается любящим сыном и нежным братом.
Образ персонажа в произведении
Олег Ефремов в образе Федора Долохова, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967
(Олег Ефремов в образе Федора Долохова, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967)
Образ персонажа автор раскрывает перед нами через отношение к нему других героев, а также через его портрет. Так, Пьер размышляет о нем перед дуэлью: «… ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это...».
Читая описание внешности Федора, читатель замечает, что особый акцент автор делает на его глазах. Так, он говорил, «...блестя своими красивыми, наглыми глазами...», или «...глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом...».
Таким образом, Долохов в романе Л. Н. Толстого—это молодой обедневший русский офицер отчаянной храбрости, но невысоких принципов, неисправимый авантюрист. Через его образ автор показывает целый пласт офицеров того времени, которые не могли найти себя в мирное время, но героически сражались на войне. К сожалению, в романе, как и в действительности, этот образ оказывается нежизне если не изменит себя или его не изменит чистая женская любовь, подобно той, на которую надеялся Долохов, делая предложение Соне