Изложено по поэме гесиода "труды и дни" поэт гесиод рассказывает, как современные ему греки смотрели на происхождение человека и на смену веков. в древности все было лучше, но постоянно жизнь на земле ухудшалась, и хуже всего жилось во времена гесиода. это понятно для гесиода, представителя крестьянства, мелких земельных собственников. во времена гесиода все больше углублялось расслоение на классы и усиливалась эксплуатация бедноты богатыми, поэтому бедному крестьянству действительно жилось плохо под гнетом богатых крупных землевладельцев. конечно, и после гесиода жизнь бедняков в греции лучше не стала, по-прежнему эксплуатировали их богатые. зевс и гера. рельеф из святилища геры на о. самос. дерево. конец 7 в. до н. э. живущие на светлом олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. бог крон правил тогда на небе. как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. они имели при жизни все в изобилии. земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. безмятежно жили люди золотого века. сами боги приходили к ним советоваться. но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. после смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. так наградил их зевс после их смерти. второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. это был серебряный век. не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. непокорны были люди серебряного века. они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, великий сын крона зевс уничтожил род их на земле. он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом олимпе. зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже почести люди. отец зевс создал третий род и третий век - век медный. не похож он на серебряный. из древка копья создал зевс людей - страшных и могучих. возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые сады и пашни. зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. не знали еще в те времена темного железа. своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. быстро сошли они в мрачное царство ужасного аида. как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца. лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. и они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. одни погибли у семивратных фив, в стране кадма, сражаясь за наследие эдипа. другие пали под троей, куда явились они за прекраснокудрой еленой, переплыл на кораблях широкое море. когда всех их похитила смерть, зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод океана счастливой, беспечальной жизнью. там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед. последний, пятый век и род людской - железный. он продолжается и теперь на земле. ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. боги посылают людям тяжкие заботы. правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. не люди данной клятвы, не ценят правды и добра. друг у друга разрушают города. всюду властвует насилие. ценятся лишь гордость да сила. богини совесть и правосудие покинули людей. в своих белых одеждах взлетели они на высокий олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.
Опобеде над мамаем и о монастыре на дубенке известно стало, что божиим попущением за грехи наши ордынский князь мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на землю; и были все люди страхом великим охвачены. князем же великим, скипетр земли державшим, был тогда прославленный и непобедимый великий дмитрий. он пришел к святому сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает. святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: «следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе богом славном христианском стаде. иди против безбожных, и если бог тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». великий же князь ответил: «если мне бог , отче, поставлю монастырь в честь пречистой богоматери». и, сказал это и получив благословение, ушел из монастыря, и быстро отправился в путь. собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. и вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: «без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь,- обязательно тебе бог». тогда князь великий дмитрий и все войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: «боже великий, сотворивший небо и землю! мне будь в битве с противниками святого твоего имени». так началось сражение, и многие пали, но бог великому победоносному дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный богом гнев и божье негодование, и все обратились в бегство. крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное их убивая; и одни ранеными убежали, других же живыми в плен захватили. и было чудесное зрелище и удивительная победа; те, кто прежде блистали оружием, тогда все были окровавлены кровью иноплеменников, и все трофеи победные носили. и тут сбылось пророческое слово: «один преследовал тысячу, а двое тьму». святой же, как было сказано, пророческим обладая даром, знал обо всем, словно находился поблизости. он видел издалека, с расстояния во много дней ходьбы, на молитве с братией к богу обращаясь о даровании победы над погаными. когда немного времени прошло, так что окончательно побеждены были безбожные, все предсказал братьям святой: победу и храбрость великого князя дмитрия ивановича, славную победу одержавшего над погаными, и из войска убитых по имени назвал сергий, и службу за них всемилостивому богу совершил. достохвальный же и победоносный великий князь дмитрий, славную победу над враждебными варварами одержав, возвращается весело в радости большой в свое отечество. и незамедлительно он пришел к старцу святому сергию, принеся ему за добрый совет, и всесильного бога славил, и за молитвы старца и братию, в веселье сердца о случившемся все рассказывал,- как показал господь милость свою к нему; и вклад большой в монастырь дал. тогда напоминает о своем желании великий князь старцу и то, что он обещал, хочет быстро в жизнь воплотить,- в честь пречистой богоматери монастырь построить на месте, подходящем для этого. старец сергий пошел и, поискав, нашел место подходящее на реке, назыаемой дубенка; и с соизволенияы великого князя на том месте святой сергий церковь поставил успения владычицы нашей богородицы, в честь пречистой богоматери. в скором времени, необходимой великого князя, возник монастырь чудесный, всем необходимым наполненный. поручил святой игуменство ученику своему, по имени савва, мужу добродетельному: он устроил общежительство на удивление хорошо, как подобает для славы божьей. и многочисленное братство собралось, а необходимое они достаточно по милости пречистой богородицы и до сих пор имеют. об этом все.
Врюот)))
Объяснение:
.......……………….......………………