в “максиме максимыче” печорина описывает проезжий офицер, человек, который по своему культурному уровню близок печорину. здесь мы видим довольно подробный портрет с некоторыми психологическими замечаниями. портрет занимает полторы страницы текста. здесь автор нарисовал фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица. особое внимание он уделяет описанию глаз героя: “ не смеялись, когда он это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. из-за полуопущенных, ресниц они сияли каким-то фосфорическим то не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но ” портрет настолько красноречив, что перед нами встает зримый образ человека, много пережившего и опустошенного. в повести «максим максимыч» важнейшее средство характеристики печорина — психологический портрет. средством раскрытия личности является, конечно, и поведение героя при его случайной встрече с максимом максимычем, — поведение, вызывающее у читателя острую досаду на печорина, не считающегося с чувствами других. рассказчиком здесь выступает проезжий офицер, схожий с печориным по возрасту, по происхождению, по образованию (светское) и по отношению к жизни. поэтому проезжий офицер может понять печорина глубже, чем максим максимыч, он пытается раскрыть его характер, заглянуть в его душу. рассказчик говорит о «нервической слабости», «скрытности характера» этого человека, но все это в основном предположения, и проезжий офицер, говоря о странности глаз печорина, не знает, был ли это «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». все это еще только догадки, а полного глубокого анализа еще нет. в повести «максим максимыч» сам автор (в лице проезжего офицера) единственный раз сталкивается с печориным и получает его дневники. этот рассказ можно считать развязкой романа. 1«максим максимыч» место рассказчика занимает давешний слушатель штабс-капитана, путешествующий офицер. и таинственный герой “кавказской новеллы” обретает плоть и кровь.
Художественные средства:
1). Использование «говорящих» имен и фамилий: Простакова, Стародум, Скотинин, Вральман, Правдин Цыфиркин, Кутейкин.
Митрофан - найденный матерью, подобный матери; Тарас - приводящий в смятение.
2). Положительные герои говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют просторечные слова, бранную лексику. Простакова: "А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире Скажи, болван, чем ты оправдаешься?"
Речь героев является средством их характеристики, она часто связана с фольклором: "Всякий женись на своей невесте", "Век живи, век учись", "Не хочу учиться, хочу жениться".
3) Каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью. 4) Разрушение фразеологизма: Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за
тридесято царство.
5). Саморазоблачения героев:
Г-жа Простакова. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому.
Простаков (долго смотря) . Мудрено.
Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Г-жа Простакова. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь.
Вральман: "Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
Тропы, стилистические фигуры:
1) Афоризмы: В человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь.
2) Эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
3) Метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. 4) Обращения: друг мой сердечный. И ведомо, батюшка. 5) Риторические вопросы: А извозчики-то на что ж? Каково это? 6) Риторические восклицания: Ах, мой батюшка!
Признаки сатиры и юмора:
1). Создание комических ситуаций: драка Простаковой со Скотининым, урок математики, "экзамен" Митрофана.
2). Алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), иронию и намёки.
3) Зоологизация: любовь Скотинина к свиньям; Вральман видит в Простаковых «лошаток». Таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.
Объяснение: