Моральные и духовные ценности Чацкого в корне расходятся с ценностями патриархальной Москвы.
Главный герой комедии - дворянин, однако, ни одна черта характера, ни один взгляд на вещи не роднит его с взрослым поколением столичного дворянства. Подобно многим ровесникам своего времени Чацкий, получив соответствующее дворянину образование, уехал «ума искать» . В образе этого героя воплощены те же черты, что были присущи молодым декабристам: глубокая любовь и сочувствие к русскому народу, возмущение существованием крепостного права, внутренняя культура и просвещенность, а также огромное желание служить во благо родине, а не ради чинов. Но, выступая резким обличителем «поколения отцов» , обрушиваясь на «негодяев знатных» , Чацкий обрекает себя на изгнание из привычного ему дворянского общества, более того, становится заклейменным ярлыком сумасшедшего за свое вольнодумство. Однако, как истинный герой своего времени, Чацкий готов страдать во имя своих убеждений.
Чацкий обладает острым умом, за что был тут же назван вольнодумцем. Фамусовское общество так и не восприняло его как носителя передовых идей своего времени, и в итоге он, как большинство прогрессивных людей своей эпохи, терпит крах от свого ума.
Однако, герой страдает не только из-за неприятия консервативных и невежественных взглядов барского общества. Чацкий так же терпит своеобразное фиаско в любви. На примере отношений Чацкого и Софьи Фамусовой, мы видим, как губительно воздействие среды на девушку с прекрасными задатками, насколько общество подчинить себе любую душу, заставив ее жить в соответствии со своими законами и порядками. В реалистическом характере Софьи сочетаются искренние движения души с лицемерием, принятом в светском обществе; живой ум и отсутствие здравых суждений, сильные эмоции и нравственная слепота. Она изгнанию Чацкого из светского столичного общества.
Характер основного конфликта комедии «Горе от ума» очевиден: поколение «отцов» , объединенное защитой самодержавно-крепостнического строя и консервативной ненавистью ко всему прогрессивному, единодушно изгоняет единственного разумного представителя «века нынешнего» – Чацкого, почувствовав в нем угрозу былому укладу их лицемерного образа жизни. И у героя не остается другого выхода, кроме бегства из этого общества с последующим гневным обличением поколения «отцов» .
Однако, «победительная роль» главного героя в том и состоит, что несмотря на страдание от непонимания и отсталости иных умов, Чацкий не один, у него достаточно единомышленников, стремящихся повернуть историю России в нужное русло, что и попытались сделать вскоре после написания пьесы настоящие декабристы, в том числе, прототип главного героя.
Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквам. - ценил уединение.
Князь же Петр, услыхав от брата своего, что змей назвал того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем, стал думать без колебаний и сомнений, как убить змея. - был смелым и храбрым, умным.
Благоверный же князь Петр. - имел веру в Бога.
Блаженный же Петр, в обычае которого было ни на что не гневаться, с кротостью ответил. - был спокоен и рассудителен, мудр.
Блаженный же князь Петр не захотел нарушить божиих заповедей ради царствования в жизни этой, он по божьим заповедям жил, соблюдая их, как богогласный Матфей в своем Благовествовании вещает. - верил в Бога, не нарушал заповедей, вел смиренный образ жизни, несмотря на правление княжеством.
1. В лесу.
2. Таял снег прилетали птицы и т.д