Текст «Евгения Онегина» насыщен упоминанием о множестве мелких и, на первый взгляд, незначительных деталей. Однако все эти подробности играют в произведении немаловажную роль. Бытовые детали, предметы интерьера делают повествование романа более законченным и полным. По ним можно с детальной точностью воссоздать реалии ушедшей эпохи.
Например, описание утреннего туалета Онегина содержит в себе упоминание о разных бытовых мелочах. Правда, понять, о чем идет речь, читатель сможет только с специального словаря. Что за «широкий боливар» надевает на себя Евгений, когда собирается прогуляться по бульвару? Оказывается, это объемная шляпа, названная в честь героя-освободителя Боливара, которую полагалось носить только во время совершения утреннего променада. Чем знаменит «Стразбурский пирог» и почему он «нетленный»? Дело в том, что подобную выпечку доставляли прямиком из Франции в специальных запаянных коробках, и эта прихоть обходилась устроителям банкета очень дорого.
Тщательно описание деталей необходимо автору не только для создания достоверной и полной картины описываемых событий, но и для передачи внутреннего состояния героев, их сокровенных мыслей. Например, отрывок с описанием интерьера комнаты Евгения Онегина многое говорит об этом персонаже. Здесь можно найти «лорда Байрона портрет», «груду книг» и «стол с померкшею лампадой». Рассматривая вещи своего возлюбленного, Татьяна гадает о его истинной сущности. «Уж не пародия ли он?» - задает себе вопрос пытливая героиня.
Сама Ларина в финальном объяснении с Онегиным невольно сообщает ему о вещах, действительно дорогих ее сердцу. В душном Петербурге она скучает по полке книг в своем бедном поместье и свежести цветущего дикого сада. Так, с многозначительных деталей, автор незаметно дает дополнительную характеристику героям своего произведения.
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описывает мужчин своего времени. Чтобы роман читали, должна быть интрига, борьба между мужчинами. Вот они двое – Печорин и Грушницкий. Оба такие разные и внешнее, и внутренне.
Грушницкий – молодой человек, смуглый и черноволосый, выглядит старше своего возраста. Ему всего 21 год. Возраст романтиков и максималистов. Он так восторженно воспринимает всех людей и всё происходящее вокруг. Много болтает и мечтает стать героем романа.
Печорин – полная ему противоположность. Образованный светский циник, язвительный и злопамятный эгоист. Манипулятор, отлично разбирающийся в людях, хороший психолог. Он же сам об этом намекает фразой, о своём главном удовольствии – подчинять своей воле окружающих людей. Он получает от этого удовольствие и тешит своё самолюбие.
Но, однако, эти две противоположности даже дружили. Хотя Печорин не исключал, что они когда-нибудь сойдутся на узенькой дорожке.
Про двух мужчин читать будет не интересно, вот Лермонтов и добавляет княжну Мери. Как оживились наши герои! Грушницкий уже мнит себя романтическим героем, пытается завоевать сердце девушки.
Печорину скучно. Он хочет поразвлечься, показать, кто здесь главный, унизить Грушницкого в глазах княжны. Поэтому, он хочет влюбить девушку в себя излюбленным безразличием и равнодушием. Печорин – отличный манипулятор людьми, разбил не одно женское сердце. Княжна Мэри попадает в его сети и влюбляется в негодяя.
Кроме того, он обсуждает Грушницкого с Вернером, как какая-нибудь болтливая баба.
Но Грушницкий не так прост, как кажется на первый взгляд. Сцена под балконом Веры проливает свет на его двуличную натуру. Он трус и непорядочный человек, если позволяет себе оклеветать девушку. А дальше - больше. Он предлагает оставить незаряженным пистолет Печорина в сцене дуэли. Это низко и подло, и не достойно для чести мужчины и военного.
Объяснение: