Н.А.Некрасов посвятил своё творчество народу. В этом он признаётся в своей «Элегии»:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Некрасову очень близка тема страданий народа, потому что он с детства видел бесправие крестьян, угнетаемых жестоким тираном — отцом будущего поэта. Некрасов через всю жизнь пронёс в своём сердце боль за тяжёлую судьбу русских крестьян. Его творчество обращено к темам освобождения крепостных, обличения помещичьей России. Писатель не только задумывался о народном счастье, но и посвятил его достижению свою жизнь.
Читая поэму, я вспомнила рассказ В.Г.Короленко «Парадокс». В нём безрукий «феномен» говорит: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». С этим вполне можно согласиться, так как каждый человек рождается, на мой взгляд, для того, чтобы найти собственное счастье. Другое дело, что все люди понимают под словом «счастье» что-то своё.
Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо», мужики, сначала думают, что счастье у богатых господ. Для обездоленных крестьян материальное благосостояние — это один из признаков счастья. Их можно понять, деньги во все времена давали человеку свободу и лучший уровень жизни.
После отмены крепостного права только люди, имеющие средства к существованию, стали свободными. Что же оставалось делать тем, которые не могли выкупить себя из господской кабалы? А куда могли уйти от помещика безземельные крестьяне? Чтобы прокормить семью, большинство русских мужиков оставались у своих хозяев. Голодный человек счастливым быть не может. Но и деньги, как выяснили герои поэмы, не дают счастья. Поп, оказывается, тяжело зарабатывает на свой хлеб, постоянно видя горе крестьянское. Помещики жалуются на обеднение деревни, а солдаты «шилом бреются«, «дымом греются».
В главе «Счастливые» описывается, как понимает счастье русский народ. Стоило только пообещать водки, нашлось много «счастливых». Выслушав истории людей, мужики поняли:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Не похож на всех мельник, бурмистр Ермила Гирин. Он бросает вызов миру своей честностью, несмотря на свой проступок. Когда ему понадобилась люди откликнулись на его дали денег на мельницу. Может, доверие и любовь народа — это и есть счастье?
Совершенно другое понимание счастье у помещика Оболта-Оболдуева: деньги, покорность крестьян, неограниченная власть над людьми:
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
За этим представлением счастья можно разглядеть примитивную, неразвитую духовно личность.
В главе «Крестьянка» странники спрашивают у Матрёны Тимофеевны о её счастье. Несмотря на тяжёлую, полную бед и лишений жизнь многие считают её счастливой. Но так ли это на самом деле?
Если считать счастьем безмятежную жизнь без горя, то судьба солдатки, конечно, несчастна:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Матрёна Тимофеевна вызывает восхищение своей волей к жизни. Она не впадает в уныние от выпавших на её долю страданий. Эта мудрая женщина умеет находить счастливые минуты. Искренне радуется она освобождению мужа Филиппа, рождению сына Лиодорушки. Красота природы не оставляет её равнодушной:
Хорошо, светло
В мире божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.
Счастье богатыря Савелия, мне кажется, заключается в его человеческом достоинстве, любви к свободе. Он не смиряется с положением раба, совершив достойный поступок. Богатырь убивает душегуба Фогеля, не боясь последствий.
Савелий выделяется из людей даже своим внешним видом. Он похож на Ивана Северьяновича Флягина из повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Савелий и Флягин напоминают обликом богатырей русских. Оба героя — раскаявшиеся грешники, ушедшие в монастырь.
Святорусский богатырь не согласен с бесправием крестьян. На слова сына, что Савелий «клейменый каторжный»:
Уйдет в свою светелочку,
Читает святцы, крестится,
Да вдруг и скажет весело:
«Клейменый, да не раб!»
В лице Гриши Добросклонова автор изобразил народного заступника. Некрасов верит, что наступит счастливое время, хотя знает, что на пути этом будет ещё много страданий.
Гриша готов бороться за счастье народа:
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.
Все герои, все образы поэмы выражают понимание счастья самого поэта. Некрасов незримо присутствует в их словах и поступках. Используя народный язык, писатель достоверно изображает крестьянскую жизнь с её бедами и невзгодами. Автор мечтает о народном счастье, но понимает, что без желания и усилий ничего не получится. В понимании Н.А.Некрасова счастье народа невозможно без свободы:
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
Сюжет чеховского рассказа предельно прост: полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь, видит следующую картину: золотых дел мастер Хрюкин кричит на собаку, которая его укусила.
Отношение к происшествию у Очумелова меняется в зависимости от принадлежности собаки: если собака бездомная, то надзиратель говорит строго кашляя: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!.. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!..» Узнав о том, что собака, возможно, генеральская, Очумелова сразу бросает в жар, он просит городового Елдырина снять с себя пальто и говорит уже совершенно по-другому: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать….». Резкая смена отношения Очумелова к ситуации, хамелеонство надзирателя свидетельствуют о его при характере. С одной стороны, герой хочет выслужиться перед генералом, с другой – показать простому люду свою значимость. Тема хамелеонства показана не только в изображенной юмористической ситуации, но и раскрывается через речь персонажей. Узнав о том, что собака является собственностью генеральского брата, Очумелов говорит, умиляясь: «Ишь ты. Господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…». Полицейский надзиратель готов заискивать не только перед господами, но и перед их поваром и даже собакой.
Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчиненным, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами.
Итак, тема хамелеонства является основной в юмористическом рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» и дана через забавное описание небольшого недоразумения, произошедшего на базарной площади в один из рыночных дней.
(2 вариант)
Хамелеон меняет окраску, чтобы более сытно поесть и чтобы им не пообедали. Так же ведет себя и главный герой рассказа А.П Чехова «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов.
В начале рассказа Очумелов больше занят демонстрацией своей новой шинели, чем «беспорядком», и, если бы не замечание городового, он, возможно мимо Хрюкина и собачки. Пришлось-таки сделать полуоборот налево, опять же показав себя и шинель с более выгодной позиции, и вмешаться. Пострадавшую сторону представляет известная в городе личность, опознанная Очумеловым как золотых дел мастер Хрюкин, имеющий репутацию человека вздорного, готового «сорвать» с окружающих по всякому удобному поводу. До подхода надзирателя на крик Хрюкина сбежалась толпа, поэтому ему приходится и голосом, и повадкой прокладывать себе дорогу: «По какому случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут?..Кто кричал?» Сразу видно, что человек пришел солидный, властью наделенный, сейчас разберется в ситуации. Выслушав «доклад» Хрюкина, Очумелов продолжает говорить строгим голосом, «кашляя и шевеля бровями». Задача та же – показать свою власть: «Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам… Пора обратить внимание… Я ему покажу кузькину мать!..» Вечная история. Только начальственного пыла Очумелого хватило ненадолго. Как только возникла версия о том, что собака – собственность генерала Жигалова, Очумелову стало жарко в прямом и переносном смысле: пришлось сменить тон, снять пальто, начать на всякий случай искать другого виноватого. Правда, пока говорил, немного пришел в себя, так к концу речи опять: «Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!.. Не рассуждать!» Следующий этап – ссылка на авторитеты: «Попадись этакая в Петербурге или в Москве…», и опять сначала: «Нужно проучить! Пора…» То в жар, то в холод бедного бросает, уже не знает, кого обвинять: «А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..»
В конце концов все выяснилось: на одну силу нашлась другая, здесь бы самому выжить, и властное лицо «заливается улыбкой умиления», причем говорит-то Очумелов не с генералами, а с генеральским поваром Прохором. Вылез из шинели человечек и опять в нее спрятался: «Я еще доберусь до тебя!» Хорошо для таких, что, кроме вышестоящих, есть нижестоящие!