Воспитывался Евгений Онегин француженкой гувернанткой и гувернером, который «учил его всему шутя», «не докучал моралью строгой». Чему же выучился Евгений? Он в совершенстве владел французским языком, «легко мазурку танцевал» и «кланялся непринужденно», в разговоре мог «коснуться до всего слегка», «бранил Гомера. Феокрита; зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Таким образом, Онегин был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Его книжные знания были далеки от действительности, особенно от русской. В течение восьми лет герой вел типичную для молодого аристократа того времени жизнь: рестораны, балы, прогулки, посещение театров. Он быстро пресытился этими развлечениями. Хандра овладела им. Почему его не удовлетворяет жизнь, которой так довольны все окружающие? Очевидно. Онегин стремится к чему-то более высокому, к настоящему делу. Но почему же он нигде не служит, живет «без цели, без трудов». Может он ленив? Нет, дворянин мог числиться на службе, не особенно обременяя себя. Критический ум Онегина, нежелание идти опробованными путями, чтобы добиться «славы, денег и чинов» — все это выделяет его из помещичьей среды. Поэтому соседи-крепостники признают его «опаснейшим чудаком». Их страшит, что «задумал наш Евгений порядок новый учинить»: барщину оброком заменил. Но на большее Онегина не хватает. Вступать в конфликт с поместным дворянством он не хочет и просто избегает общения с соседями. И работа никакая у него не идет. Таким образом, трагедия Онегина в том, что он не может найти надлежащего применения себе и своему образованию. Ему не привили любовь к труду. Трагедия Евгения в том, что, будучи выше окружающих, он не им противостоять. Он хочет действовать, но не знает как. Сословные предрассудки у Онегина настолько сильны, что он убивает своего друга на дуэли, так как «дико светская вражда боится ложного стыда», сплетен Зарецких. И наконец, трагедия Онегина в том, что, поняв ничтожность окружающего общества, он не может порвать с ним. Он даже не смог откликнуться на живое, искреннее чувство Татьяны. По словам Герцена, Онегин относится к тем людям, которые берутся за все, кроме двух вещей: они «никогда не становятся на сторону правительства», но и не могут «стать на сторону народа». В герое пушкинского романа трагически слились самые разные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождаются черты «лишнего человека». Образ Онегина это сложное и противоречивое сочетание многих положительных качеств и многих недостатков. Вот мимо всего этого Онегин и проходит. Он испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, игре, а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения. Именно чтобы подчеркнуть трагедию героя, Пушкин оставляет Онегина в состоянии сильнейшего нравственного потрясения.
Л. н. андреев был душевно щедрым человеком, поэтому писал свои произведения о милосердии, сердечности, взаимопонимании между людьми, о добром отношении к животным. в своем рассказе «кусака» леонид андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала» . кусака – никому не нужное существо, не имеющая имени, одинокая. жизнь таких животных безрадостна: « бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали» . страх, отчуждение и злоба – вот те единственные чувства, которые испытывала собака. с наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка леля приласкали собаку: у нее появилось имя, ее стали кормить, ласкать. кусака чувствовала свою принадлежность людям, «у нее отняли ее непримиримую злобу» . кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от собак «она не умела ласкаться» , движения, прыжки ее были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы» . писатель не пишет, о чем просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. дачники не задумываются над истинными чувствами собаки. но, несмотря ни на что, кусака людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей и костей» . характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки» , с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей. с наступлением осени жизнь кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь» . состояние потерянности у животного описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то утихал» , «пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками» , «солнечный луч, желтый и анемичный» , «шире и печальнее стала туманная осенняя даль» . в этом эпизоде кусака сопоставляется с дурачком илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок. кусака вновь осталась одна на даче. но теперь жизнь собаки еще тяжелей, поскольку она снова оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно» . финал рассказа трагичный: собака по-прежнему одинока, никому не нужна. характеризуя образ кусаки, л. н. андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку илюше и к кусаке. в погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. поэтому поднятая в рассказе «кусака» тема сострадания актуальна. человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение писателя леонида николаевича андреева.