Продолжаю изучать творчество советского классика Вячеслава Шишкова. На очереди - серия коротких рассказов об алчности и жестокости русских купцов "чуйцев", объединённых под названием "Чуйские были" (в честь красивой реки Чуи). Написан цикл повествований в 1914 году, что совпало со временем, когда автор работал во главе изыскательской партии по исследованию Чуйского тракта, поэтому эти были можно в какой-то мере также отнести и к путевым заметкам, метким и чётким зарисовкам жестокой и грубой несправедливости, совершаемой торгашами по отношению к коренному населению.
В цикле всего 5 рассказов, и каждый по накалу страстей превосходит предыдущий: начинается с того, как за зеркальце в пяток цену купец обдирает калмыка и забирает у него четырёх быков, и заканчивается пятым рассказом, где происходит поистине массовое убийство. Беспредел творили русские купцы не на своей земле. А страдает всегда кто? Тот, кто доверчив и лишён хитрости. Чувствуется, с какой антипатией Шишков относится к гнусным торгашам (в последнем рассказе главного злодея так и зовут), изобличая и обнажая их алчную сущность. Деньги, деньги, ради денег готовы и бизнес обманным путём отобрать (рассказ "Тавро"), и оклеветать невинного человека ("Часы"), и стать соучастником в убийстве ("Живые мешки").
Актуальность данных рассказов сложно переоценить, только в наши дни купцов сменили маститые бизнесмены, политики и воры "в законе". А творят тоже самое.
Объяснение:
хліборобського поля і небесної блакиті, бо своїм співом возвеличує
хліборобську ниву до небес, а небесну блакить опускає до хліборобського
лану…Він — чиста «Божа птаха», яка приносить весну на поле, бо
першим з польових птахів повертається з вирію. Поле, над яким співає
жайворонок, в належний час обігріється теплим Сонцем і зроситься
благодатними дощами. Вважається, що з прильотом жайворонка треба
розпочинати оранку і сівбу. Кажуть, коли жайворонок співає високо в
Небі, то він молиться Богу, а як замовкає, то летить до Господа на
сповідь.