Сказка учит тому, что любой талант должен своим трудом пробивать себе дорогу. Не должен отчаиваться, сдаваться и служить чьим-либо интересам. Учит тому, что в мире много несправедливости, мимо которой нельзя проходить.
Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым, полная бездумность, легкомыслие, бездуховность - вот, что характеризует Хлестакова.Хлестаков страшно боится Городничего, так как не платил за проживание, но в итоге он медленно начинает понимать ситуацию, а затем и пользоваться ею. А виной всему страх. Затем Хлестаков «проходится» по чиновникам и берет у всех деньги в долг. Они же, тайно обрадовавшись подкупности ревизора, с радостью дают ему взаймы. В итоге Хлестаков набирает больше 1000 рублей. Положение, в которое Хлестаков попал в городе, вдруг дало простор для его "роли". Нет, он никого не собирался обманывать, он только любезно принимал те почести и подношения, которые — он убежден в этом — полагались ему по праву. "Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит", — писал Гоголь. Современник писателя Аполлон Григорьев говорил: «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве... Но придайте Хлестакову хоть немного расчета в хвастовстве, — и он перестанет уже быть Хлестаковым». Считают, что Гоголь открыл в жизни новое явление, имя которому «хлестаковщина». Хлестаковщина — это беззастенчивое, безудержное хвастовство, вранье, крайняя несерьезность, ложь, фразерство. К сожалению, это явление не редкость для русского характера: "Всякий хоть на минуту... делался и делается Хлестаковым".
Петр Ильич Чайковский написал музыку к трем балетам: "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик". Все эти балеты до сих пор очень популярны и не сходят со сцены театров оперы и балета по всему миру. Например, балет в двух актах "Щелкунчик" часто ставят перед Рождеством и Новым Годом, потому что действие истории, по мотивам которой был создан этот балет, происходит как раз в это время. Либретто к этому замечательному балету написал Мариус Петипа - знаменитый солист балета, балетмейстер, педагог и театральный деятель. В основу либретто была положена известная сказка Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" - вернее, переложение этой чудесной сказки, сделанное знаменитым французским писателем Александром Дюма.
Сказка учит тому, что любой талант должен своим трудом пробивать себе дорогу. Не должен отчаиваться, сдаваться и служить чьим-либо интересам. Учит тому, что в мире много несправедливости, мимо которой нельзя проходить.