[Беларуская літаратура] 7 класс Мікола Лупсякоу "Мэры Кэт" Пытанні і заданні да разделаў 1-3 Пытанне [5,6] : 5. Якім вы ўяўляеце Антона Бубнова? Зачытайце радкі, у якіх герой
тлумачыць прычыну сваёй адзіноты. Чаму Антон то вінаваціць сябе
за свае паводзіны з Эмай, то зноў перажывае пачуццё варожасці
да дзяўчынкі?
6. Навошта хлопчык стаў дэманстраваць сваю пагарду да Эмы? Як
на самай справе ён ставіўся да гераіні? Узгадайце іх выпадковую
сустрэчу і тое, як хлопец збіраўся на школьны вечар.
Видеологической системе романа и. с. тургенева «отцы и дети» центральное место отводится конфликту мировоззрений, характерных для различных слоев современного писателю общества. носителем умеренного либерализма является павел кирсанов, выразителем разночинно-демократических взглядов и настроений - евгений базаров. николай петрович и его сын аркадий по своим убеждениям, воспитанию, склонностям - консерваторы. речь героев не только позволяет автору создать образы современников, художественно убедительные и психологически достоверные, но и дает представление о культурном своеобразии той социальной среды, к которой они принадлежат. речь павла петровича, когда он спорит с базаровым, витиевата, насыщена фразеологией, характерной для «официального» языкового стиля: «я имею честь предложить вам следующее», «смею сказать», « сим, милостивый государь, мне остается только вас», «чувствительно вам обязан». сердясь (в споре с базаровым), он с намерением говорит «эфто» вместо «это» - причуда, которую автор называет остатком «преданий александровского времени». таким способом герой стремится подчеркнуть дистанцию, отделяющую его, аристократа, от зарвавшегося «лекаря». базаров изъясняется резко, категорично, остроумно. в отличие от многословных «барчуков», ему свойственны краткость, сжатость речи. речь базарова точно соответствует его характеру: герой наделен острым умом, горд, прямодушен, но в то же время недостаточно гибок, иногда до жестокости. базаров не сомневается в своем нраве судить других людей, давать им оценки и часто не видит, что его слова ранят и даже оскорбляют собеседника. закономерно появление в его речи, сниженной и бранной лексики, отсутствующей в языке кирсановых и большинства других персонажей. иногда высказывания базарова безапелляционны, демонстративно резки; «порядочный в двадцать раз полезнее всякого поэта», «рафаэль гроша ломаного не » вместе с тем его язык во многом близок к народной речи. евгении умеет дать человеку краткую и выразительную характеристику: «божья коровка» (о николае кирсанове), «баба с мозгом», «тертый калач» (об одинцовой), « барич» (об аркадии). в речи героя органично звучат пословицы и поговорки (иногда в несколько измененном виде): « из него вся вышла», « тихом ты », « твоего отца, видно, губа не дура», « богам же, в самом деле, горшки обжигать». речь аркадия кирсанова раскрывает его вначале как преданного ученика и поклонника базарова. по приезде в родовое имение кирсанов-младший старается вести себя по-взрослому, называет отца «папашей», произносит афоризмы в духе базарова: « - так и не дает отчета». но позднее, испытывая боль и грусть от предчувствия неизбежного разрыва со своим другом и наставником, аркадий выражается более естественным для пего языком романтика, делится с базаровым элегически окрашенными размышлениями: « кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. не странно ли? самое печальное и мертвое -сходно с самым веселым и живым». этот монолог героя, произнесенный им от души, без подражательства и позы, по своей музыкальности и лиризму близок к поэтическому тексту (что с раздражением отмечает базаров: «о друг не говори красиво»). речь николая петровича проста и естественна, это речь воспитанного и образованного помещика и мягкого, тактичного человека: «мы когда-нибудь поподробней побеседуем с вами об этом предмете, любезный евгений я слышал, что либих сделал удивительные открытия насчет удобрения полей. вы можете мне в моих агрономических » язык тургенева-повествователя (в описаниях, в ремарках и комментариях к тем или иным романа, к отдельным высказываниям персонажей) отличается гибкостью и музыкальностью, точным выбором средств выразительности, лексическим богатством. интонация и манера изложения меняются у тургенева в зависимости от того, что или кто является предметом изображения. например, переданные словами автора воспоминания николая петровича о жене близки к поэтической речи: «а потом первые робкие посещения, полуслова, полуулыбки, и недоумение, и 1тзусть, и порывы, и, наконец, эта задыхающаяся » совсем другая интонация звучит в описании отца базарова: « беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил » изображая персонажей, описывая картины жизни, повествуя о драме взаимоотношений «отцов и детей», тургенев использовал все многообразие содержательных и экспрессивных возможностей живого языка, чему его главный роман по праву признан одним из лучших образцов художественной прозы.
Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева «Бежин луг» Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится картошка. Поблизости пасутся лошади. Вдруг собаки залаяли и бросились в темноту. Широкоплечий неулюжий парнишка молча вскочил, прыгнул на лошадь и поскакал вслед за собаками. Это был Павел, один из героев рассказа Ивана Сергеевича Тургенева "Бежин луг". Я не случайно начал с этого эпизода, который понравился мне больше всех. Павел понравился мне больше других ребят. Он был из бедной крестьянской семьи и одет был очень бедно, лицо изрыто оспой, а голова, как говорится, с пивной котел. Но было в Павле что-то очень привлекательное. Особенно ясный умный взгляд, сильный голос, спокойствие и уверенность. Еще больше привлекает в нем его деятельность. Все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. И рассказы его отличались от рассказов других ребят. Павел всегда говорил только о том, что сам видел, в его рассказах был юмор. И когда он рассказывал, как ждали дня, когда Тришка-антихрист должен был спуститься на землю, все ребята смеялись. Еще из мальчиков мне понравился костя. Правда, он во многом отличался от Павла. Костя на два года младше Павла. У него худое лицо, с острым, как у белки, подбородком, большие черные глаза смотрели всегда немножко грустно, как будто хотели что-то сказать, но на языке таких слов не было. Худенький, он был одет так же бедно, как и Павел. А лицо у него было усталое, с болезненным выражением. оказался ночью в лесу, то, наверное, тоже испугался бы ночных криков. Но не потому, конечно, что вообразил себе леших, а просто так, потому что как-то страшно в темноте. Мальчики, о которых пишет Тургенев, были неграмотными, суеверными, и они всерьез верили тому, что рассказывали Костя, Илюша и Федя. Зато они многое знали и умели делать: пасли лошадей взрослым в поле и дома, собирали в лесу ягоды, грибы, особенно хорошо чувствовал себя в ночном Павел. Он лучше всех знал природу, объяснял ребятам, какая птица кричит, кто в реке плещется. Костя сказал, что проходил мимо бучила, а там кто-то застонал жалостливо. Костя испугался, вообразив себе водяного. А Павлик сказал, что так могут кричать маленькие лягушки. В то же время Костя лучше всех описывал природу в своих рассказах. Он очень красочно описал, как плотник Гаврила встретил в лесу русалку. Павел любил настоящую жизнь леса и поля, а Костя видел во всем этом что-то сказочное. Мне, как и Тургеневу, в речи Павла понравился его юмор и здравый смысл, а в речи Кости — мечтательность, поэтичность. Было между ними еще одно отличие. Павел был смелым, решительным мальчиком. Я уже написал в начале, как Павел решительно поскакал на лошади. Это он хотел отпугнуть волка, а с собой не взял ничего, кроме хворостины. А когда вернулся, и не подумал похвастаться свой смелостью. А Костю даже сам Тургенев назвал трусишкой. И не зря. Ведь Костя пугался всего непонятного, даже крика лягушки в бучиле. Костя был добрым мальчиком. Он очень жалел Феклисту, мать утонувшего Васи. Когда Павел пошел к реке, Костя предостерег его, сказал: "Осторожно, не упади! " А Павел заботился о других не на словах, а на деле он бросился от волка не свою лошадь, а всех лошадей. И картошку варил не для себя, а для всех ребят. Когда я читал рассказ, мне было немножко завидно. Мы, конечно, живем куда лучше тех ребят, но хотелось бы так же хорошо знать природу, уметь ездить верхом и вообще быть такими же свободными на лугу, в поле, в лесу.