Капли дождя падают с насквозь мокрого неба. Резиновые сапоги, хлюпают под лужами воды. Портфель перевешивал хрупкое тело мальчика, заставляя косить на право. Всю тяжесть портфелю, придавала двойка. Опять она. Вечно блуждающий за тобою лебедь. Сколько раз, я не предавал ей значения, но не в этот день. Мой последний раз, наладить отношения с семьёй. И опять двойка. Мама будет сильно недовольна её появлением, ведь мы договаривались: если я буду плохо учиться, то меня будут наказывать. Наверное, сегодня мой черёд познать учесть двоешника. Багровыми реками, стекают капли дождя, и бесстыдно роняются на пол. Мои резиново - жёлтые сапоги, аккуратно ложатся в тумбочку для обуви. Я скидываю плащ, вешая его на крючок. Медленно прохожу в комнату, где мен я встречает собака.-Опять двойка?-мамин голос раздался из-за стула.-Опять...
Поэт, всей душой любящий Россию, глубоко интересовался историей своего народа, изучал летописи, исторические труды своего времени. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения, в том числе “Песнь о вещем Олеге”. (Запись темы. Постановка целей урока. )
“Песнь о вещем Олеге” переносит нас в то далекое когда наши предки – восточные славяне были язычниками.
Всё, что окружало их: камни, травы, река – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун – бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сече – в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган – могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, огниво, посуду, пращ, оружие (щит, меч, лук, копьё, секиру, боевой топорик с длинной рукояткой) . Воина хоронили с конем – верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле.
После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т. е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.
Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками (от “чудо”). Они верили, что волхвы обладают совершать чудеса; могут управлять силами природы, могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать грядущее ( будущее) .
В начале X века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега. Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство.
Олег был сильный, могучий князь. Он не раз отражал набеги нападавших на Русь кочевников – хозаров и совершал победоносные походы на соседние страны. Летопись рассказывает о том, как Олег совершил поход на Византию, овладел столицей Византийской империи Константинополем (русские называли его Царь-град - современный Стамбул) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит.
За воинские удачи народ называл Олега “вещим”, т. е. чародеем, мудрецом.
Вскоре после этого похода (907г. ) и заключения с греками торгового договора (911г.) , выгодного для Руси, Олег умирает, и в Киеве стал княжить князь Игорь, а после него его жена, княгиня Ольга.
Легенда (народное сказание) о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи. Она и положена Пушкиным в основу “Песни о вещем Олеге”. Легенда была известна А. С. Пушкину с юности, она привлекала юного поэта своей поэтичностью. Но её пересказ Пушкин сделал только в 1833 году. Что же побудило Пушкина обратиться к седой древности?
В это время Пушкин жил в ссылке на юге, куда он был сослан за свои вольнолюбивые стихи. Живя на юге, он побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил гору Щекавицу, где, по преданию, похоронены князь Олег и княгиня Ольга. Увиденное разбудило поэтическое воображение Пушкина.