Билет №1
1. Плутарх «Сравнительные жизнеописания». Александр и Цезарь.
2. А.С.Пушкин «Чаадаеву». Чтение наизусть и анализ стихотворения.
3. Семантика слова. Семантика словообразования. Семантика средств синтаксиса.
Билет №2
1. Ермолай Еразм «Житие Петра и Февронии». Образы Петра и Февронии.
2. Ф.И.Тютчев - поэт и дипломат. Чтение наизусть стихотворения (на выбор учащегося).
3. Изобразительные и выразительные возможности языка.
Билет №3
1. Сравнительный анализ «Лесной царь» И. В. Гёте (в различных версиях перевода)
2. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин.
3. Лексические возможности языка.
Билет №4
1. «Маленький человек» в русской литературе («Бедная Лиза» Карамзина, «Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Смерть чиновника» Чехова).
2. А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Мир природы и мир человека. Чтение наизусть и анализ стихотворения.
3. Тропы.
Билет № 5
1. Классицизм как направление в искусстве.
2. Образ Дон Кихота как человека чести и совести. Влияние «Дон Кихота» на мировую литературу.
3. Юмор и сатира. Средства создания комического.
Билет №6
1. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский «Узник». Сравнительный анализ стихотворений. Чтение наизусть (на выбор учащегося).
2. Д.И.Фонвизин «Недоросль». Трагический подтекст комедии, где добро побеждает случайно.
3. Текст. Его содержание, тема, идея.
Билет №7
1. Сравнительная характеристика образа демона у Лермонтова, Пушкина («Демон», 1823), Гете (Мефистофель в «Фаусте», 1774—1831)
2. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Анализ эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым».
3. Великие художественные произведения.
Билет №8
1. Сравнительный анализ лермонтовского и пушкинского «Пророка»
(с чтением наизусть по желанию учащегося)
2. Н.В.Гоголь «Ревизор». Жизнь провинциального города в комедии.
3. Диалог и монолог в эпическом произведении.
Билет №9
1. Страницы жизни и творчества Н. А. Некрасова. Чтение наизусть (на выбор) с анализом прочитанного.
2. Тема «маленького человека» в литературе 19 и 20 века. Сравнительный анализ героев А. П. Чехова («Смерть чиновника»), Н. В. Гоголя («Шинель»).
3. Литературный герой, характер, образ.
Билет №10
1. «Город пышный, город бедный…». Петербург в литературе 19 века.
2. «Красный цветок» В.М.Гаршина как выражение протеста против всеобщей покорности злу.
3. Сюжет и композиция эпического произведения.
Билет № 11
1. Современное звучание чеховских рассказов.
2. А.А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом…». Чтение наизусть и анализ стихотворения.
3. Рассказчик и автор в эпическом произведении.
Билет №12
1. А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Образ «маленького человека» в повести.
2. И. С. Тургенев в Петербурге. Особенность «тургеневской» девушки (по повести «Ася»).
3. Герой лирического произведения. Семантика слова в лирике.
Билет № 13
1. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва и проблема чести в повести.
2. Сравнение отношения Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева к русскому народу (на примере стихотворений по выбору учащегося).
3. Звуковая организация стихотворной речи.
Билет № 14
1. Н.В. Гоголь «Ревизор». Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии как одна из кульминационных сцен комедии.
2. Жизнь и творчество А. Фета. Чтение наизусть по выбору учащегося.
3. «Игровые» формы поэзии.
Билет № 15
1. Н.В.Гоголь «Шинель». Реальное и фантастическое в повести.
2. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека».
3. Роль диалога в эпическом и драматическом произведении.
Билет № 16
1. Е.Л.Шварц «Дракон». Основные образы пьесы.
2. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Национальный характер в литературе. Чтение наизусть отрывка из поэмы.
3. Особенности передачи авторской точки зрения в трагедии и в комедии.
Билет № 17
1. Е.Л.Шварц «Дракон». Сравнительный анализ пьесы, спектакля и фильма (на основе собственных впечатлений).
2. Историческое и символическое в цикле «На поле Куликовом» А. Блока. Наизусть (по выбору)
3. Характер как обобщение жизненных явлений в драматическом произведении.
Билет № 18
1. Эпоха Просвещения. Общая характеристика.
2. С. Есенин. Особенность творчества. Наизусть из лирики по выбору.
3. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения.
Билет № 19
1. Жизнь русской деревни как одна из главных тем творчества И. Бунина.
2. Особенность поэзии военного времени. Чтение наизусть по выбору.
3. Влияние Библии на русскую литературу.
Билет № 20
1. М. Булгаков «Собачье сердце». «Шариковщина» как социальное явление.
2. Чтение наизусть с анализом стихотворения из цикла «О времени и о себе..» (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Д. Самойлов)
3. Мифологические образы в русской литературе.
Билет №21
1. М. А. Шолохов «Судьба человека». Автор и рассказчик в произведении.
2. Женские образы в изображении Тургенева, Некрасова и Солженицына.
3. Влияние фольклора на литературу.
Остап не стремился совершить подвиг и получить за него награду. Просто огромнейшая любовь к Родине приводит его к этому. Остап - человек твердой воли и большой выдержки. В бою он хладнокровен и рассудителен. Он быстро взвешивает положение противника и соображает, какими средствами отбить врага. Остап не напрашивается на похвалу, но казаки его хвалили от души, а не из лести. Умирает Остап мужественно и просто, умирает ради своей родной земли. Это и есть подвиг. Л путь Остапа к подвигу - это вся его жизнь среди запорожских казаков, среди родных степей, среди народа, который привил ему любовь к Родине. Вот и еще одна прочитанная повесть. Прочитав хорошую книгу, рассказ, становится жалко расставаться с его героями и событиями. Может быть, поэтому сейчас особенно приятно вновь вернуться к повести «Тарас Бульба», подумать над ней, поделиться своими мыслями с другими.
У Тараса, главного героя повести, было два сына, совершенно разных по характеру, но он их любил, как всякий отец любит своих детей. И вот он их теряет. Они погибают на войне. Погибают тоже совершенно по-разному. Один становится предателем, другой, верный Родине, товарищам, друзьям, умирает за свою Отчизну. Почему? Ведь Тарас воспитывал своих сыновней одинаково, любил тоже одинаково. Но почему же Андрий изменяет Родине, а Остап остается преданным ей? Ведь Андрий был храбрым человеком. Но он всегда думал только о себе и ради своей любви предал Родину, отца, брата и погиб от руки отца. Андрий даже не может вымолвить слова в свое оправдание. Нет ему оправдания! Через некоторое время Тарас присутствует при казни своего старшего сына - Остапа. Глядя на муки, которые так мужественно переносит Остап, Тарас не может удержаться от слов: «Добре, сынку, добре!» Во время пытки Остап держался гордо и смело смотрел в глаза своим врагам, тогда как Андрий опускал свои глаза перед отцом и не мог их поднять. Остап верен клятве. Всеми силами, душой и сердцем он с казаками. И долго еще верой и правдой служил бы он своему делу, если бы не был схвачен ляхами и казнен. Остап погибает как герой, и о нем будут помнить люди.
Суровый приговор Андрию вслед за Гоголем выносят даже те все, которым многое з Андрий импонирует: «Казалось бы, что именно к учебе, изобретательный и решительный Андрий должен был стать национальным героем. Но нет, он готов ради своей мечты, ради личного счастья пойти на все и даже на предательство. И Гоголь медленно, но последовательно убеждает нас в том, что Андрий никогда не станет героем».
И все же сравнительно очень немногие все находят даже такие скупые слова одобрения в адрес Андрия, как те, что приведены выше. Совсем иначе пишут об Остапе - с восторгом, с восхищением: «Смерть Остапа - смерть героя, которого ничто не могло сломить. О таких словами не расскажешь - разве песню споешь!»
«Люди необыкновенной силы характера, мужественные, гордые, достойные самого настоящего восхищения. Если бы пришлось умереть так, как Остап, хотелось бы найти в себе его силу и стойкость».
Противопоставляя Остапа Андрию, все стараются доказать, что «...никогда, ни в какой ситуации Остап не смог бы предать своих товарищей, предать Родину, как Андрий. Даже если бы случилось худшее (чего не могло быть с Остапом!) и он бы влюбился в полячку, то он постарался бы, вероятно, выкрасть се, но никогда не ушел бы в польскую армию». Оба они красивы - и Остап, и Андрий. Но Остап мне нравится не внешне, а своей внутренней красотой, словами, мыслями и поступками. Красота его высказывается в том, что он любит отца и мать, что он смел и никогда не выдает товарищей, что он в каждый миг и час рад умереть за свою Родину, а любимые просторы степи.
ответ: він хотів честі та добра
Объяснение: