План по сочинению: 1. Вступление 2. Композиция и деление слова на тематические части 3. Природа и его роль в "Слове", применение средств худ. выразительности в "Слове" 4. Заключение Сочинение - "В чём актуальность этого произведения в наши дни?" Природа бытия "Слова" является непознанной до сих пор, многочисленные изучения не привели к какому либо конкретному результату. "Слово" как поэма, песнь, повесть, тем самым - большое объединение жанров. Древнерусский фольклор, в самом его красочном представлении. "Слово" является великим достоянием литературы 12 века. "Слово" не имеет авторства, но можно смело утверждать, что его создатель был высоко образованным человеком. В произведении четко передана историческая эпоха того времени. Все "Слово" делится на три части: 1. Поход великого князя Игоря 2. Святославу снится вещий сон / "Золотое слово" Святослава, в котором он упрекает князей - Игоря и Всеволода за чрезмерную самонадеянность и призывает всех к объединению против эффективной борьбы с половцами. Тут же важен и "Плачь Ярославны". 3. Побег князя из плена Композиционный строй поэмы Первая часть как вступление Вторая часть как рассуждение. Здесь Святослав призывает князей не дробится, а объединится на всеобщее благо. Лирическим концом во второй части, является плач Ярославны, скорбный и несчастный... «О Русская земля! ты уже за холмом!»; «за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святославича» Третья часть завершающая, в которой князь и возвращается из плена. Вы только посмотрите как выстроена поэма, очень лаконично и размеренно. Каждая часть, каждый эпизод на своем законном месте, отсутствует разрыв. Поэма обладает не только исторически-просветительской функцией, но и философской ("золотое слово" Святослава") и лирической (плач Ярославны). Также стоит заметить не мало важную роль в поэме играет - природа. Она олицетворяет собой опасность, выступает как и союзник так и враг для князя Игоря.. Применение в "Слове" образов - символ. Солнце как добрый союзник, предупреждающий князя об опасности... Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило: Середь бела дня ночная тень Ополченья русские покрыла. (отрывок из поэмы) Див (мифическое существо) олицетворяющие вражеские силы, также, это снова прием образ-символ *символичность* (за счет образа-символа, создается ощущение таинственности, неведомой опасности) Кличет Див над ним с вершины древа, Кличет Див, как половец в дозоре (отрывок из поэмы) Именно по приведенным выше аргументам "Слово" является по праву уникальным произведением и по сей день.
Образ «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина
Величайший поэт 19 века А.С.Пушкин тоже не оставил незамеченной тему "маленького человека", только он обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть "Станционный смотритель", входящая в цикл "Повестей Белкина". Пушкин сочувствует своему герою.
Изначально его жизнь складывается нелегко.
"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от не гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием".
Но, герой повести Самсон Вырин, остается счастливым и спокойным человеком. Он привык к своей службе и имеет хорошую дочь.
Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом забирает дочь Дуню с собой. После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу", Вырин был уже не в состоянии бороться. И несчастный старик умирает от тоски, горюя о возможной плачевной ее судьбе.
Евгений, герой "Медного всадника", похож на Самсона Вырина. Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных. Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.
Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.
Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте. Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия. В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.
Что у них разные языки.думаю что