давно уже имя митрофанушки и само слово «недоросль» стали, нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании. великий мастер сатиры д. и. фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ молодого болвана, вступающего в жизнь. именно митрофанушка постепенно становится героем, вокруг которого разгорается конфликт в доме простаковых. то, что он отрицательный персонаж, не вызывает сомнения. а вот с каким чувством отнестись к нему, как определить его место среди других отрицательных героев?
читая первые сцены комедии, сразу же знакомишься с митрофанушкой, сыном помещиков простаковых. первое чувство — смех. разве можно не смеяться над обжорой, который всю •ночь страдает после обильного ужина, но утром опять не лишает себя удовольствия проглотить несколько подовых булок? смешон митрофан и своей неповоротливостью, и необходимостью в свои годы иметь рядом няньку, и скудостью ума, и бедностью речи.
по чем ближе узнаешь митрофанушку, тем суровее становится отношение к нему. убеждаешься, что не такой уж и безвредный этот обжора, лишенный ума и совести. и если еще вызовет улыбку митрофан на уроке или на экзамене перед стародумом, то это уже смех, к которому примешивается чувство страха: ведь за митрофанушкой — будущее, он будет править людьми, строить жизнь государства. а что может быть страшнее, чем если судьбу народа и страны будут решать подобные митрофану люди — тупые, ограниченные, не обремененные ни порядочностью, ни воспитанностью, ни духовностью?
и уж совсем страшен митрофан по отношению к окружающим. получивший уроки жестокости и грубости от матери, он неуважительно относится к отцу, к самой матери, а слуг и вообще за людей не считает. даже еремеевну, которая вырастила и вскормила его и готова жизнь за него отдать, митрофан оскорбляет и унижает. его. близким людям, грубость и цинизм вызывают отвращение. можно с уверенностью сказать, что митрофанушка куда более опасен, чем смешон.
конечно, можно попробовать оправдать действия митрофана издержками его воспитания и обучения. можно обвинить простакову, которая своей слепой любовью и безнравственными поступками воспитала такого гнусного человека. но ведь нельзя же оправдать зло, невежество, духовную нищету обстоятельствами, чьими-то ошибками, условностями жизни. так можно все оправдать, а человек должен сам отвечать за все, что он совершает. как можно понять, оправдать, а тем более простить митрофана, когда он в страшную для его матери минуту отталкивает ее от себя и не, находит слов поддержки для самого близкого человека?
в финале комедии он просто безобразен, лишен всего человеческого. судьбу недоросля теперь решает правдин, отправляя его на службу, и можно только представить, сколько зла может принести людям митрофанушка. помните слова стародума: «невежда без души— зверь»? это и о митрофане — потерянном для общества человеке, страшном своим бездушием и невежеством, митрофане, который никогда не станет лучше, потому что ума ему не дали, а душу забрали.
ответ:
в разных своих жанрах – календарно-обрядовой поэзии, эпическом творчестве (былины, сказки) , несказочной прозе (предания, легенды) , и лирических песнях, малых жанрах (пословицы, поговорки, загадки) фольклор входит в .
в народных сказках и произведениях древней проявляется общность сюжетов (бой с двенадцатиголовым змеем ивана, спасающего царевну, в сказке «два ивана – солдатских сына» повторяется в предании «чудо георгия со змеем») .
уже в ощущается тесная связь с фольклором. фольклорные жанры многообразно входили в . предания, героические сказания, песни о воинских походах нашли отражение в произведениях и ее образной системе. образы многих героев близки былинным. они наделены богатырскими чертами, их величие гиперболизировано. враги напоминают сказочных чудовищ, персонажей сказочных темных сил, врагов-великанов. действия героев, их борьба с противниками близки по описанию былинным и сказочным героям. богатыри – илья муромец, добрыня никитич, алеша попович соотнесены с героями древней : никитой кожемякой, пересветом и ослабя. описание вражеской силы (движение несметных сил половцев) в «слове о полку игореве» напоминает изображение врага в былине «илья и соловей-разбойник» («у того ли города чернигова нагнано-то силушки черным-черно») .
для , как и для сказки, характерно перевоплощение-оборотничество героев, использование повторов, символов, иносказательной речи персонажей, перенесение в из фольклора таких народно-поэтических элементов, как постоянные эпитеты (черна земля, зелена трава, сине море, борзый конь и т. п.) . и в былине, и в действие чаще всего происходит в киеве. события, образы, природа в древней напоминают фольклорные. здесь также звери и птицы (вой волков и лай лисиц, клекот орлов, черные тучи, идущие с моря) , народно-поэтические символы (кукушка, соловей) . женские образы в древней – ярославна, ксения, княгиня ольга, феврония – близки к сказочным мудрым девам (василиса премудрая, марья моревна) , песенному фольклору (авдотья рязаночка) . и в древней , и в сказке используются одинаковые изобразительные средства, олицетворяющие природу (светлое-пресветлое солнце, днепр-словутич, ветер-ветрило) и художественные элементы, в частности повтор. сам жанр плача, столь характерный для , является фольклорным жанром. как то так
объяснение: