ответ:
« одного города» - одно из наиболее оригинальных и совершенных творений великого сатирика м.е. салтыкова-щедрина.
город глупов мы не найдем ни на одной карте. и не потому, что он слишком мал или переименован, а потому, что это условный город, иносказательный: «было бы неверно видеть в нем какой-либо один из реальных городов…»
глупов – город обобщенный, вобравший в себя нечто характерное, типическое. отсюда - и некоторые противоречия в его описании. так, в одной главе говорится, что глупов был заложен на «болотце», а в другой – что он «имеет три реки и, в согласность древнему риму, на семи горах построен…» эти сведения призваны подчеркнуть многоликость глупова, являющегося олицетворением самодержавного государства.
город ставится в один ряд со странами, а глуповские градоначальники – с римскими императорами нероном и калигулой, «прославившимися» своей необузданной тиранией и произволом. как же ведут себя глуповцы под игом самодержавия? какие черты характера проявляют?
основные качества глуповцев – неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство. так, они добровольно отказались от своей свободы и обратились к варяжским князьям с просьбой прийти на русь, чтобы ею: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и володеть нами». те пришли и установили самовластие. с тех пор на земле «дескать, воцарились благоденствие и порядок». и сколько ни бедствуют они, сколько ни измываются над ними градоначальники, а глуповцы все продолжают надеяться на лучшее и восхвалять, восхвалять и надеяться на лучшее.
появление каждого нового градоначальника глуповцы встречали искренним ликованием. еще в глаза не видя вновь назначенного правителя, они уже называют его «красавчиком» и «умницей», поздравляют друг друга и оглашают воздух восторженными восклицаниями. обрушивающиеся же на них несчастья они воспринимают как нечто должное и о протесте даже не помышляют. «мы люди привычные, - говорят они. - мы претерпеть могим. ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить – мы и тогда противного слова не молвим! »
конечно, и среди глуповцев порой находились люди смелые, готовые заступиться за народ, высказать градоначальникам всю правду. однако, «заступников народных» преспокойно отправляли туда, куда макар телят не гонял. а народ при этом «безмолвствовал».
нельзя сказать, что глуповцы не сочувствовали судьбе своих защитников. сочувствовали, разумеется. но чувств и мыслей своих публично не выражали. если же порой и выражали, то слова их напоминали те, которыми глуповцы провожали правдолюбца евсеича. этого героя арестовали по приказу градоначальника фердыщенко: «небось, евсеич, небось! - раздавалось кругом, - с правдой тебе везде жить будет хорошо! »
само собой разумеется, что результатом подобного рода «гласа народного» могло быть лишь одно: «с этой минуты исчез старый евсеич, как будто его на свете не было, исчез без остатка, как умеют исчезать только старатели земли».
писатель не закрывает глаза на реальное положение вещей, не преувеличивает степени народного самосознания. он рисует массы такими, какими они были тогда, во времена салтыкова-щедрина, на самом деле. « одного города» - сатира не только на правителей россии, но и на покорность, долготерпение народа.
щедрин был убежден, что истинная любовь к народу заключается в трезвом взгляде на его сильные и слабые стороны, на его достоинства и недостатки. писатель хотел видеть народ свободным и счастливым. потому он не мирился с теми качествами, которые прививались массам в течение столетий: покорность, пассивность, смирение. сатирик писал, что «действительно заставлял глуповцев слишком пассивно переносить лежащий на них гнет». действительно, можно найти в и примеры уклонения от этой пассивности, но щедрин пытался показать не «опыт сатиры», а общие результаты, которые заключаются именно в пассивности народа.
будучи революционером-демократом по своим убеждениям, щедрин, подобно чернышевскому и некрасову, глубоко верил в творческие силы народа, в его огромные потенциальные возможности, в народ как ту силу, которая способна радикально изменить мир. вместе с тем, он видел, что современный народ еще далек от этого идеала. поэтому в образе города глупова и его жителей сатирик обличал пассивность широких масс, терпеливо выносящих на своих плечах бородавкиных и угрюм-бурчеевых.
идею написать сатирическую комедию о чиновниках гоголю подсказал а.с. пушкин. в 1835 году николай васильевич приступил к написанию «ревизора». однако полностью закончил произведение только в 1842 году. за это время автор многократно вносил правки в свое творение. для тех лет комедия гоголя была весьма новаторской. ведь в ней нет положительных героев, любовной линии, она вся состоит из обличения человеческих пороков, которыми гоголь в своем произведении «наградил» чиновников.
действие комедии происходит в маленьком захолустном городке, где правят казнокрады, взяточники, воры во главе с городничим. все эти люди живут в полной уверенности, что за их преступления они никогда не понесут ответственности. ведь начальство так далеко, а в городе все свои и всегда можно договориться. но внезапно городничий получает известие о приезде в город ревизора из петербурга. проблема состоит в том, что проверяющий прибудет инкогнито.
в это же самое время волею судьбы в городе оказывается хлестаков, мелкий служащий коллежский регистратор, сбежавший из петербурга. он сильно потратился в дороге и живет в гостинице без копейки денег. и вот этого-то человека и принимают в городе за приехавшего ревизора! всему виной, укоренившаяся у горожан привычка, верить сплетням, домыслам и слухам.
зная, что в городе все дела находятся в запустении, обленившиеся от безнаказанности чиновники начинают наперебой угождать хлестакову, чтобы он «закрыл глаза» на их делишки. а сам хлестаков, который вначале ничего не понимает, принимает это за чистую монету. лишь позднее до него доходит, что его принимают за важную персону, и вовсю использует это заблуждение в свою пользу. он преспокойно берет взятки у посетителей, волочится за женой и дочерью городничего, попутно рассказывая завиральные о своем влиянии в петербурге.
обман раскрывается только после отъезда хлестакова, который написал письмо о своих приключениях другу тряпички ну. немая сцена в конце комедии показывает читателю, что расплата для зарвавшихся чиновников, наконец, наступит.
образ каждого «героя» продуман гоголем до мелочей. городничий с громкой фамилией сквозник-дмухановский, неглупый человек, бездарно вверенным ему городом. он пребывает в уверенности, что все грехи можно замолить в церкви. бюрократ и взяточник, обманутый мелким пройдохой. говорящая фамилия ляпкин-тяпкин у судьи уездного города. сразу понятно, что этот человек относится к своим обязанностям «тяп ляп». для него главное не вершить правосудие, а жить в свое удовольствие. он и взятки берет борзыми щенками, полагая, что раз это не деньги, то и греха в таком деянии нет.
но особое место в калейдоскопе образов занимает, конечно, хлестаков. кутила и мот, тратящий деньги своих родителей. мелкая и ничтожная личность невеликого ума. уму непостижимо, как могли все принять такого человека за ревизора, наделенного полномочиями и с «секретным предписанием».
в этой сатирической комедии гоголь блестяще показал, насколько прогнило общество того времени. продажность чиновников, взяточничество, чинопочитание изнутри подтачивали устои российского общества. но есть вера в то, что все они получат по заслугам, так как в конце, перед немой сценой, читатель узнает, что настоящий ревизор уже прибыл.