чацкий выступает в пьесе против «века минувшего» и его идей: против вседозволенности помещиков-крепостников, которые могут разлучить по своей прихоти детей крестьян с родителями, обменять крепостных на борзых собак; против безнравственности московского дворянства, которое привыкло оценивать людей по чинам и деньгам. причем выступает чацкий против этого многочисленного лагеря в одиночку. он убежден, что деньги и положение в обществе не могут быть мерилами человеческой личности. чацкий считает, что честь и достоинство должны являться главными ценностями в дворянском обществе. он выражает свои взгляды бесстрашно, но вытеснен из этой среды, оклеветанный, названный сумасшедшим. время чацких еще не пришло. но одиноким он оказался лишь в доме фамусова. за его пределами у чацкого есть единомышленники, и победа «века нынешнего» придет позже, но обязательно.
чтобы более полно и со всех сторон отразить особенности периода, представленного в комедии, грибоедов вводит в пьесу «горе от ума» репетилова. этот герой появляется на сцене в последнем действии, но он значительно расширяет уже сложившееся у читателя представление о политической обстановке в россии того времени. репетилов – это карикатурный двойник чацкого, который способен только повторять его слова, но не может осознать их. репетилова – завоевать вес в аристократическом обществе. чацкого – это общество обличить и исправить.значение образа репетилова в комедии «горе от ума»
как принято в традиции классицизма, героям комедии «горе от ума» грибоедов дал говорящие фамилии. репетилов не исключение. его фамилия образована от французского слова repeto, что означает «повторяю». репетилов способен только повторять идеи декабристов, не вникая в них.
появляясь на у фамусова в тот момент, когда гости уже разъезжаются, репетилов не знает о том, что в обществе уже распущен слух о сумасшествии чацкого. сначала может даже показаться, что репетилов станет единственным союзником чацкого в доме фамусова, ведь он никому не верит, что чацкий безумен. репетилов зазывает чацкого на собрание тайного общества. по его словам, там многие политические вопросы, связанные с идеями декабризма. становится понятно, что репетилов состоит в революционном кружке. но является ли в комедии «горе от ума» образ репетилова образом истинного декабриста?
репетилов изображается грибоедовым как пустой человек, произносящий пустые, ничего не значащие для него слова. не случайно поехать с ним репетилов предлагает сначала чацкому, а после его отказа скалозубу. этому герою все равно, на чьей стороне быть: «века нынешнего» или «века минувшего». ему все равно, где проводить свое время: на или на тайном собрании. главное для него – быть своим в светском обществе. к тому же сам репетилов говорит, что он понимает далеко не все из того, что обсуждается на встречах этого кружка.репетилов не декабрист. это карикатура на декабриста, карикатура на чацкого. в пьесе «горе от ума» характеристика репетилова имеет значение только в сопоставлении с чацким. репетилов – отражение чацкого и его идей в кривом зеркале.
между репетиловым и такими людьми, как чацкий, огромная пропасть. репетиловы выражают либеральные идеи только потому, что это модно в дворянском обществе. это могло ему в карьере, а удачная карьера – высшая ценность в фамусовском обществе.
таким образом, репетилов – это герой, который бездумно повторяет чужие слова, слова чацкого и слова, которые он слышит на собраниях тайного общества, в котором состоит, не понимая их смысла и значения. пустой репетилов противопоставлен в комедии идеологу чацкому.
рассказ начинается с описания гавани: “звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извозчих ” далее автор описывает появление в гавани челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. чтобы пойти на очередное “дело”, он ходил по гавани и искал своего поплечника мишку, но сторож сказал, что мишку увезли в больницу. но тут челкашу попадается парень: “широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами”. этого молодого парня звали гаврила. поговорив с ним, челкаш приходит к выводу, что гаврила сможет заменить мишку. челкаш предлагает гавриле работу. но на вопрос “какую? ” челкаш ответил:
— рыбу ловить поедем. грести
гаврила соглашается, ничего не подозревая. и, оказавшись в море, он, захваченный чисто практическими интересами, “чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой”. вор челкаш все еще не потерял светлой “памяти, этого бича несчастных”. поэтому он “любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха”. но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.
после “дела” челкаш дал гавриле несколько “бумажек”. но гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги челкаша, просит отдать ему все деньги:
— дай ты мне эти деньги! дай, христа ради! что они
челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в гаврилу бумажки.
— на! — крикнул он злобно.
но потом, выслушав рассказ о замыслах гаврилы: “ хвачу я его — тебя — денежки — себе”, сказал:
— дай сюда деньги!
отобрав их, он пошел прочь.
ради денег гаврила готов был пойти и на преступление. что он благополучно и сделал, пробив голову челкашу камнем. но денег не взял, испугавшись самого себя, убежал.
и заканчивается рассказ тем, что челкаш прощает гаврилу и отдает ему деньги.
для начала скажу, что «челкаш» – один из первых горьковских рассказов, написан он был в ранние 90-е годы. отличается он вот какими деталями, но сразу скажу, что они относятся к разряду характерных особенностей творчества горького. это такие детали как: тяга героя к какой-то неведомой и абсолютной красоте (в данном случае к морю) и истолкование авторского представления отчуждения личности от мира. следует отметить, что каждый рассказ у горького отражает особую судьбу и психологию. в данном рассказе мы видим судьбу бывшего военного офицера, опустившегося на дно жизни. четко прорисован его психологический портрет. но вот основная деталь: главный герой несет в себе разорванные между собой, противоположные человеческие начала. эта деталь позволяет нам понять цель творческого поиска писателя на этом этапе его развития. горьким, в силу его убеждений – деление людей на «мошек с кишками» и самых «лучших, сложных, интересных» существ на свете, наблюдались в личности неразвитые способности и странные побуждения. основным же стремлением автора было поставить героев в такую ситуацию, в которой ярко проявлялись врожденные человеческие устремления. по этим устремлениям и по тому, каким способом они выражались и определялось кто – «мошка с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо на свете. в нашем рассказе устремления и способы такие – челкаш для того, чтобы напиться ворует, гаврила, чтобы создать своё хозяйство, построить дом, завести семью – топчет свою гордость, свое самолюбие и совершает покушение на убийство. в «маленькой драме» на «пустынном берегу» мы как раз и наблюдаем ту ситуацию, в которой ярко проявляются все человеческие качества. ее итогом было вот что: не у кого не вызывает сомнений тот факт, что горькому были не чужды моральные нормы гуманизма. делаем вывод – что такое хорошо и что такое плохо он знал… причем лучше, чем мы с вами. а тут попробуйте ответить себе на вопрос: кто олицетворял «мошку с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо в жизни, описанной в рассказе? ответили? или затрудняетесь ответить? не можете прийти к однозначному решению? ну вот видите – в этом-то и была «болезнь души» писателя – нерешаемая дилемма мучила его – нельзя однозначно ответить – кто есть человек в целом. в этом рассказе горький и дал нам почувствовать, что в каждом из нас есть черты «мошки с кишками» и одновременно – мы – самые «лучшие, сложные, интересные» существа на свете.
По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить между ними. Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях (дал им огонь и т. п.).