60-70-е годы - время активного развития советской исторической романистики, свойственного не только русской литературе, но и литературам всех наших национальных республик. На различных этапах развития советской литературы исторический роман, по сравнению с произведениями современной тематики, далеко не всегда занимал в ней почетное место. Как известно, успешно формируясь Б литературе 20-30-х годов, а также в годы Великой Отечественной войны, в конце 40-х он несколько приостановился в своей эволюции, что было связано с определенными качественными утратами жанра в осмыслении событий и персонажей Для советской литературы в целом начало нового этапа развития, в течение которого она оформилась как литература периода развитого социализма, относится ко второй половине 50-х годов. В это же время начинается процесс качественного обновления нашей исторической романистики. 60-е годы приносят резкое нарастание в советской литературе историко-художественных произведений, нарастание, которое А.Б.Чаковский в 1976 году назвал историко-литературным взрывом (13, с.341). Произведения, вышедшие в 60-70-е годы, свидетельствуют об эффективном развитии историко-художественной прозы, которое соответствует общему углублению историзма советской литературы в эпоху развитого социализма. Современная советская историческая романистика решению поставленной в Программе КПСС задачи воспитания человека - строителя нового мира. Она обнаруживает те идейно-художественные тенденции, которые характерны для современной советской литературы в целом. К ним относится усиление достоверности художественного изображения, расширение круга тем и новое осмысление традиционной проблематики, стремление к целостному освоению отечественной истории, к воссозданию характеров исторических персонажей во всей их психологической глубине. Кроме того, критикой отмечены усиление исследовательского начала в художественном творчестве, разнообразие и гибкость форм художественного воплощения исторического Советский исторический роман современного этапа развития нашей литературы является постоянным объектом литературной науки. Ему посвящены монографии Л.П.Александровой (14), Й.П.Варфоломеева (28), Л.А.Жукова (47), Г.В.Макаровской (75), В.Д.Оскоцкого (93), А.И.Пауткина (102), Л.М.Чмыхова (127). Как частные, так и общетеоретические вопросы исторической романистики поднимаются в статьях Я.А.Гордина (Н5-Ш), А.В.Гулыги (149, 150), А.Г.Кузьмина (165, 166), Ю.А.Андреева (133), С.И.Кормилова (163), А.И.Филатовой (195-197). Значительный вклад в решение общеметодологических проблем историко-художественной литературы сделали историки В.В.Каргалов, В.Т.Пашуто, В.В.Мавродин, М.В.Нечкина, С.Б.Окунь. Много интересного материала, необходимого для уяснения сути творческого метода того или иного художника, содержится в статьях, авторских послесловиях и интервью Ю.Давыдова, П.Загребельного, Д.Балашова, 0.Михайлова, Б.Окуджавы, В.Пикуля, Я.Кросса и других авторов. Названные исследователи ставили перед собой различные задачи. Л.П.Александрова рассматривает своеобразие историзма советской литературы, а также дает свое понимание домысла и вымысла в исторической романистике. И.П.Варфоломеев устанавливает типологию жанров исторической романистики, связывая её с типологией личности главного героя произведения и с различными типами художественного вымысла. Д.А.Жуков свою небольшую монографию посвятил жанру художественной биографии, разрабатывая вместе с тем такие вопросы (о соотношении научного и художественного элементов в авторском повествовании, о точности в соблюдении исторических реалий), которые связаны с общей теорией исторического романа. Г.В.Макаровская, выделяя различные типы исторического повествования, придает слишком широкое толкование понятию исторического романа. Значительная часть её работы сводится к сопоставлению "Тихого Дона" и "Хождения по мукам", которые и предлагается рассматривать как примеры двух типологических направлений исторического жанра.
Брифли Иллюстрация К. В. Лебедева, 1884 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА / И. С. ТУРГЕНЕВ Бежин луг 1851 Краткое содержание рассказа Читается за 4 минуты оригинал — 35 мин В прекрасный июльский день рассказчик охотится за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Домой он возвращается под вечер и вместо знакомых мест набредает на узкую долину, напротив которой стеной возвышается частый осинник. Пройдя вдоль осинника, охотник оказывается в котлообразной лощине с пологими боками. На дне её торчало стоймя несколько больших белых камней — казалось, они сползлись туда для тайного совещания. ——— Прослушайте аудиокнигу «Бежин луг» в дороге или на диване. Читает Евгений Киндинов. Отрывок: Купить и слушать полностью... ——— В долине так глухо и уныло, что сердце у него сжимается. Он понимает, что окончательно заблудился, и дальше идёт по звёздам. Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он видит под собой огромную равнину, которую огибает широкая река. Прямо под обрывом в темноте горят два костра. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга». Охотник устаёт. Он спускается к кострам, у которых коротают ночь ребятишки, пасущие лошадей. Охотник просится переночевать, ложится у костра и наблюдает за мальчиками. Старший из них — Федя — стройный, красивый мальчик лет четырнадцати, принадлежащий, судя по одежде, к богатой семье. У неказистого Павлуши умный и прямой взгляд, а в голосе звучит сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражает тупую заботливость. И ему, и Павлуше не более двенадцати лет. Костя — маленький, тщедушный мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взором. Прикорнувшему в сторонке Ване лет семь. Рассказчик притворяется спящим, и мальчики продолжают разговор. Ильюша говорит о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней — никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек. Новый рассказ начинает Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила — на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит. В отдалении раздаётся протяжный звук, в лесу отзывается тонкий хохот. Мальчишки вздрагивают и крестятся. Ильюша рассказывает историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит — на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!» Вдруг взлаивают и кидаются прочь собаки. Павлуша бросается за ними. Вернувшись, он говорит, что собаки почуяли волка. Охотник изумлён храбростью мальчика. Ильюша между тем рассказывает о том, как на «нечистом месте» встретили покойного барина, который искал разрыв-траву — уж очень могила на него давила. Следующая история — о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит — баба идёт, пригляделась — а это она сама, Ульяна. Затем Ильюша рассказывает поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения немного, мальчишки начинают обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказывает о мальчике, которого водяной утащил под воду. Засыпают ребята только к рассвету. Рассказчик, «к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»
Для советской литературы в целом начало нового этапа развития, в течение которого она оформилась как литература периода развитого социализма, относится ко второй половине 50-х годов. В это же время начинается процесс качественного обновления нашей исторической романистики. 60-е годы приносят резкое нарастание в советской литературе историко-художественных произведений, нарастание, которое А.Б.Чаковский в 1976 году назвал историко-литературным взрывом (13, с.341).
Произведения, вышедшие в 60-70-е годы, свидетельствуют об эффективном развитии историко-художественной прозы, которое соответствует общему углублению историзма советской литературы в эпоху развитого социализма. Современная советская историческая романистика решению поставленной в Программе КПСС задачи воспитания человека - строителя нового мира. Она обнаруживает те идейно-художественные тенденции, которые характерны для современной советской литературы в целом. К ним относится усиление достоверности художественного изображения, расширение круга тем и новое осмысление традиционной проблематики, стремление к целостному освоению отечественной истории, к воссозданию характеров исторических персонажей во всей их психологической глубине. Кроме того, критикой отмечены усиление исследовательского начала в художественном творчестве, разнообразие и гибкость форм художественного воплощения исторического
Советский исторический роман современного этапа развития нашей литературы является постоянным объектом литературной науки. Ему посвящены монографии Л.П.Александровой (14), Й.П.Варфоломеева (28), Л.А.Жукова (47), Г.В.Макаровской (75), В.Д.Оскоцкого (93), А.И.Пауткина (102), Л.М.Чмыхова (127). Как частные, так и общетеоретические вопросы исторической романистики поднимаются в статьях Я.А.Гордина (Н5-Ш), А.В.Гулыги (149, 150), А.Г.Кузьмина (165, 166), Ю.А.Андреева (133), С.И.Кормилова (163), А.И.Филатовой (195-197). Значительный вклад в решение общеметодологических проблем историко-художественной литературы сделали историки В.В.Каргалов, В.Т.Пашуто, В.В.Мавродин, М.В.Нечкина, С.Б.Окунь. Много интересного материала, необходимого для уяснения сути творческого метода того или иного художника, содержится в статьях, авторских послесловиях и интервью Ю.Давыдова, П.Загребельного, Д.Балашова, 0.Михайлова, Б.Окуджавы, В.Пикуля, Я.Кросса и других авторов.
Названные исследователи ставили перед собой различные задачи. Л.П.Александрова рассматривает своеобразие историзма советской литературы, а также дает свое понимание домысла и вымысла в исторической романистике. И.П.Варфоломеев устанавливает типологию жанров исторической романистики, связывая её с типологией личности главного героя произведения и с различными типами художественного вымысла.
Д.А.Жуков свою небольшую монографию посвятил жанру художественной биографии, разрабатывая вместе с тем такие вопросы (о соотношении научного и художественного элементов в авторском повествовании, о точности в соблюдении исторических реалий), которые связаны с общей теорией исторического романа.
Г.В.Макаровская, выделяя различные типы исторического повествования, придает слишком широкое толкование понятию исторического романа. Значительная часть её работы сводится к сопоставлению "Тихого Дона" и "Хождения по мукам", которые и предлагается рассматривать как примеры двух типологических направлений исторического жанра.