Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист Базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство. Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь - «это все романтизм, чепуха, гниль, художество» . Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр» , цинично говорит он о молодой женщине.
Судьба Анны Сергеевны не была легкой. Лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. Преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. Анна Сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старше, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. Оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. Она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. Базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с Аркадием в гости. Уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем Анна Сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и гостю освоиться. Даже Базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была» , «нашего хлеба покушала» . Дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. Базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «Исправьте общество, и болезней не будет» . Разумеется, получившая классическое дворянское образование, Анна Сергеевна не может с этим согласиться. Ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить» , хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. Она кокетничает с Базаровым, отговаривая его уехать. Базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом» , теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе» . Его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от избалованной женщины, «аристократки» . Их объяснение драматично: страсть Базарова пугает Анну Сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. Перед отъездом Евгения Одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «Бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете» .
Для Одинцовой отношения с Базаровым лишь игра. Правда, она наслаждается этой игрой, Базаров ей нравится, он ей интересен. Они удивительно понимают друг друга. Только Одинцова все время играет, а Базаров серьезен. В этом огромная разница между ними.
Видатним персько-таджицьким поетом-гуманістом був Омар Хайям (бл. 1048 — після 1122). Він вважається неперевершеним майстром рубаї.
Як відомо, рубаї — це чотиривірш, як правило, філософського змісту. Рубаї — викінчений мініатюрний віршований твір, що виражає певну думку, підкреслену в останньому рядку строфи.
До нашого часу дійшло близько двох тисяч чотиривіршів, авторство яких приписується Омару Хайяму. Саме в цих творах розкривається духовний світ поета — сміливої, розумної, допитливої людини, що жила інтересами свого часу. Його поезія — пристрасний заклик до свободи особистості. У довершеній лаконічній формі Хайям міг висловити глибоку думку, відобразити складні людські почуття. У своїх поезіях поет уславлює людяність, духовність, незалежність. Ідеал Хайяма — вільна особистість і чистині душею, світлим розумом, життєрадісна й доброзичлива, духовно розкріпачена, мудра й життєрадісна. Він підкреслює, що людські чім нити не залежать під соціального стану: "Шукай людину скрізь: на бідному постої, У закутку нужди і в пишному покої". Поет критикує бездуховність, що робить життя пустим і нікчемним. "Хіба не дивно, що пани чиновні Самим собі нудні, хоч горді зовні". О. Хайям переконаний, що людина це складний світ, у якому є високе й нице, добре і зле. "Ми сонце щастя й горя океан. Ми справедливість любим і обман. Злі іі добрі ми, довершені й нікчемні, Іржаве дзеркало й Джемшидів жбан". Поет закликає: "Розумним і твердим у цьому світі будь!" і пропагує радість життя як єдину втіху: "Будь там, де п'ють вино, Де і красуні й квіти!" У своїх рубаї поет розкриває ті філософські питання, що турбують його душу: життя і смерть, пошуки свого місця у житті, сенсу буття: "Мене всі недруги філософом зовуть. Бог свідок, що обрав собі я іншу путь. Прийшовши з безвісті у цю долину горя, Принаймні знаю я, ким сам хочу я буть". Та разом з тим його огортає смуток, коли він бачить становище освічених людей у суспільстві: "Оскільки мудрому наш вік ціни не знає, Усі плоди його недоум пожинає. Неси ж мені того, що розум відбирає, І, може, й нас тоді цей вік не занедбає".