Объяснение:
Классицизм – одно из главных направлений в искусстве XVII–XVII веков.
История классицизма началась во Франции в конце XVI века, а закончилась в XIX веке.
Тогда ему на смену пришли сентиментализм и романтизм.
Само слово «классицизм» происходит от латинского classicus – образцовый. Интересно, что придумал этот термин итальянский критик Висконти только в 1818 году. Поначалу классицизмом поэты-романтики насмешливо называли устаревшую эстэтику в своих спорах об искусстве.
XVII век во Франции – это время расцвета театрального искусства, появления новых философских течений, развития точных наук и укрепления абсолютной монархии.
Как же всё это повлияло на искусство?
В эпоху абсолютной монархии человек считается слугой государства, для него самое важное – долг перед обществом. Поэтому главным конфликтом классицизма становится борьба долга и чувства, разума и страстей. При этом долг всегда побеждает.
Бурное развитие точных наук в семнадцатом веке повлияло и на философию. Например, математик и философ Рене Декарт говорил:
«Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм».
Принципы математики переносились и в творчество. Искусство должно стать стройной системой, которая работает по строгим законам и подчиняется логике.
Образцом для классицизма стала античность.
Французские классики изучали устройство античного театра и философию Аристотеля, чтобы построить каноны нового искусства. Они взяли идею Аристотеля о том, что творчество – это подражание природе. Но подражать следовало не дикой природе, а идеальной. В классицизме мир показывается таким, каким он должен быть.
Основоположниками классицизма в литературе считают французских драматургов Мольера, Корнеля и Расина.
В 1674 году поэт Никола Буало написал поэму-трактат «Поэтическое искусство». В ней Буало изложил основные принципы классицизма.
Кроме того, он хвалил и критиковал поэтов-современников и давал советы, как следует писать:
«Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна».
В классицизме принято делить жанры на «низкие» и «высокие».
Произведения «высоких» жанров рассказывали о крупных исторических событиях. Часто сюжет брали из греческой мифологии или Библии. Героями были монархи, знаменитые полководцы, мифические личности.
Тема «высоких жанров» – гражданский долг и служение государству. В таких произведениях запрещалось использовать разговорную речь, писать их следовало только высоким стилем.
К «высоким» жанрам относятся трагедия, эпопея, ода.
«Низкие жанры» описывали жизнь низшего дворянства, мещан, слуг и крестьян. И если «высокие жанры» прославляли монархию и идею гражданского служения, то в «низких» высмеивались человеческие недостатки.
К «низким» жанрам относятся комедия, сатира, басня.
Разделение на «низкие» и «высокие» жанры было очень строгим, смешанных жанров в классицизме существовать не могло. Но при этом для знаменитого французского драматурга Жана Батиста Мольера сделали исключение: его лучшие комедии приписали к «высоким» жанрам.
Развитие театрального искусства в эпоху классицизма повлияло на литературу.
Драматурги писали пьесы для театра, поэтому строго соблюдался ещё один закон античного театра – закон трёх единств.
Единство времени ограничивало длительность пьесы – действие должно продолжаться не более суток.
Единство места запрещало драматургу переносить действие в разные точки, всё должно было происходить в одном месте.
Единство действия подразумевало одну сюжетную линию. При этом все герои связаны с основной сюжетной линией. Действующих лиц должно быть не больше десятка, чтобы не запутать зрителя и не отвлекать его от главной идеи пьесы.
К этим трём единствам можно добавить и четвёртое – единство характера персонажа. Это единство тоже пришло из античного театра. Вот что советует Буало:
«Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас в театре ждут;
В нём властвует закон, взыскательный и жёсткий.
Все герои в произведениях эпохи классицизма жёстко разделены на положительных и отрицательных. Их характер не меняется, а убеждения остаются прежними.
Как и в античности, драматурги использовали героев-масок: у каждого персонажа была основная черта, которой он подчинялся.
Например, А. С. Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».
Персонаж классицизма – не личность, а маска.
Отец Васютки — бригадир рыбаков Григорий Афанасьевич Шадрин. Вся его жизнь зависит от того, какой будет улов. В последнее время уловы стали совсем маленькими. Это очень беспокоит и расстраивает Григория Афанасьевича и его отца. Долго искали рыбаки удачное для ловли место. Но когда поняли, что это бесполезно, стали выгружаться на ближайшем берегу. Надолго задержались здесь рыбаки. Расставили ловушки, и ловля потихоньку пошла.
Васютке с рыбаками было совсем скучно. Радовало только одно — скоро начнется учебный год, и он вернется в деревню. А пока Васютка ходил в лес, чтобы принести рыбакам орехи.
«Весело насвистывая, шел он по тайге; следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще.. .За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка... »
Так ходил Васютка от дерева к дереву, сбивал шишки. У нее много насобирал. Затем увидел глухаря и хотел подстрелить его, только не получилось. Раненный мелкой дробью глухарь полетел в глубь леса. Мальчик решил не сдаваться и все же догнал птицу.
Васютка так увлекся своими мыслями, что потерял зарубки и заблудился. Оглянулся вокруг — не может найти дороги. Совсем стемнело. Хорошо, что Васютка взял с собой спички. Обломал несколько веточек и разжег маленький костерок. Стал на ночь запасаться дровами.
Захотелось мальчику есть. Он уложил глухаря в теплые угли, а когда раскопал, то птица уже была приготовлена в собственном соку. Жадно ел Васютка совсем несоленое мясо.
И тут к мальчику стал кто-то подкрадываться. Очень испугался Васютка, да только оказалось, что испугался он огромного корня упавшего дерева. И немудрено — один в темном лесу. Наступило утро. Снова стал искать Васютка дорогу домой. И тут, уже к вечеру, услышал звук воды. Неужели это Енисей? Если выйти к реке, то скоро можно отыскать рыбацкую избушку! Быстро стал пробираться мальчик к воде. А когда добрался, понял, что не река это. Ночевать Васютке пришлось на берегу озера. Когда мальчику захотелось есть, он обнаружил, что в воде копошится очень много рыбы. «Столько рыбы Васютка никогда не видал! »
Да еще у самого берега плавали утки. Мальчику удалось подбить пару. «Он ощипал уток, зарыл их в горячие угли костра, лег на пихтовые ветки и начал щелкать орехи» . Очень захотелось Васютке домой. Вспомнилась школа и то, что он совсем не слушал свою учительницу Ольгу Федоровну.