Оценка Петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. Именно сюда стремились, будучи молодыми, самые выдающиеся деятели России, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. В Петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. Но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем Петербурга был знаменитый Невский проспект. Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».
Автор относится к Вьюшке с любовью и юмором, так как она прекрасно служила сторожем, была веселой и всем нравилась. «Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит врага». К Выскочке же Пришвин относится с насмешкой и состраданием. «Говорят, что в семье не без урода». Потерявшей хвост сороке рассказчик сострадает: «Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц. Ничего сорочьего не остается тогда в ней, и не за что в ней не узнаешь какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой».
Тема стихотворения Алексея Константиновича Толстого "Где гнутся над омутом лозы" : Наблюдение ребенка, отдыхающего с матерью у омута, за кружением стрекоз в летний день. Идея: Необходимо всегда соблюдать осторожность. Ребенок не должен заигрываться так, чтоб забыть об опасности (мама-то его, конечно, предупреждала и запрещала лезть в воду!) утонуть. А мать не должна упускать из виду ребенка ни на минуту. А главная мысль - не все и не всегда такое, каким кажется. Танец стрекоз - красивое зрелище. Но их песенки настораживают: почему ребенку надо быстрее подойти? Раз это сделать надо, пока мать не проснулась, значит, речь о чем-то запретном, неправильном, что делать ни в коем случае нельзя. Средства выразительности: Эпитеты: летнее солнце, веселый хоровод, бирюзовые спинки, отлогий берег, песчаное дно. Сравнение: крылышки, точно стекло. Олицетворение: лозы гнутся, стрекозы пляшут, стрекозы ведут хоровод, мы (стрекозы) научим, мы любим, мы знаем песенки, былинки трепещут. Гипербола: мы так тебя любим давно. Метафора: хоровод (кружение стрекоз уподобляется человеческому танцу). Обращение: дитя, смотри. Авторский повтор: подойди к нам поближе, … подойди, подойди же. Размер - трехстопный амфибрахий( ударение падает на средний слог стопы) Рифмовка: перекрестная (1-ый стих рифмуется с 3-им, 2-ой с 4-ым). Рифмы: 1-ой и 3-ей строк - женские, 2-ой и 4-ой - мужские.
Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все».
Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами.
И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».