Как раскрыть тему сочинения? Снова мучительный вопрос! Давайте предположим, что существуют два различных подхода к раскрытию темы. К какому результату они приведут - вот мера их правильности.
ПОДХОД ПЕРВЫЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ: В сочинении должны быть не только затронуты, но и раскрыты все аспекты темы, в сочинении должен содержаться максимум информации по теме.
ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ: Отразить весь объем известной информации, все знания по теме сочинения.
ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ: Сочинение - это максимум информации по теме.
ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ? Нечто бесформенное по поводу темы.
НЕВЕРНЫЙ ПОДХОД
ПОДХОД ВТОРОЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ В сочинении невозможно раскрыть все аспекты темы, поэтому стоит остановиться только на одном, самом простом тезисе (утверждении) и подборе аргументов (доказательств) к этому тезису.
ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ: Доказать, аргументировать единственный простой и ясный тезис (утверждение) в рамках темы сочинения.
ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ: Сочинение - это тезис и его аргументация.
ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ? Целенаправленная интеллектуальная деятельность, приведшая к результату - выводу.
ВЕРНЫЙ ПОХОД: СОЧИНЕНИЕ=ТЕЗИС+АРГУМЕНТ
2. Этапы работы над сочинением
Этапы работы над сочинением :
ЗАДАЧИ КАЖДОГО ЭТАПА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
Теперь рассмотрим, какие задачи мы решаем на каждом из этапов с точки зрения расположения частей сочинения относительно друг друга.
ТЕМА (ЭТАП 1 . Из множества вопросов, составляющих объем темы сочинения, выбираем тот, на который мы дать ясный и простой ответ.)
ЭТАП 4 . Общая характеристика темы сочинения.
Приступаем к написанию первой части вступления - общей характеристики темы сочинения: объясняем важность, значимость темы для понимания произведения читателем, для понимания причин, подтолкнувших автора к созданию художественного произведения...
ЭТАП 5 . Мотивировка сужения темы сочинения.
Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы для нас является важнейшим и почему.
ЭТАП 3 . Основная часть. Аргументация тезиса сочинения.
Подбираем основные аргументы (доказательства) к тезису сочинения, располагаем их в логической последовательности. Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную часть сочинения.
ЭТАП 2 . Тезис основной части сочинения.
Формулируем однозначный ответ на вопрос сочинения. ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения.
ЭТАП 6 . Тезис заключения сочинения.
Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения, который должен расширить круг вопросов, связанных с темой сочинения: в этой части перед нами встает задача связать результаты, полученные при сужении темы в основной части сочинения с такими проблемами, как место произведения в творчестве автора, в истории русской литературы, значимость, актуальность произведения для современного читателя и т.д.
Оказывается, мы работаем над сочинением не в прямой последовательности частей - от начала к концу, - а иначе. Задумайтесь над этим фактом! Теперь смотрите, что из этого вышло!
3. Требования к сочинению
ТРЕБОВАНИЯ к сочинению
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
ОШИБКИ
1. Отсутствие ошибок в сочинении: орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических.
Повышай грамотность, критически оценивай написанное, делай проверку даже по самым простым правилам!
ЯЗЫК
2.Богатство словаря, точность словоупотребления, разнообразие морфологических категорий и синтаксических конструкций, используемых в сочинении.
Больше читай! Старайся запоминать и употреблять новые слова, подбирай синонимы, даже при отсутствии практической необходимости в них! Экспериментируй: вырази мысль с разных синтаксических конструкций! Стремись к совершенству!
СТИЛЬ
3.Стилистическое единство и выразительность сочинения.
Можно одеть смокинг и кроссовки? Иногда опасно соединять несоединимое. Так и неосторожно употребленное слово или выражение испортить все впечатление!
Эта тема подходит С.Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и преданностью человека, выросшего среди русской природы. Все свое детство и юность провел он в крестьянской среде, среди деревенских песен, сказаний. Все то, что для других является фольклором, этносом, для Есенина — простой человеческий быт. Язык народа, крестьян для Есенина — его родной язык. Конечно же, любовь его к России, к родному селу выразилась во всех написанных стихах, которые часто называют песнями. Певучесть — это характерная черта поэзии Есенина. Это опять же отголосок его детства, наполненного колыбельными, частушками, сочиненными народом. Часто темы его произведений тоже перекликаются с народными мотивами:
Ты поила коня из горстей в поводу, Отражаясь, березы ломались в пруду. Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок... Но главной темой всегда остается сама Русь. Говорит ли поэт о любви, о грусти или предается воспоминаниям, всегда его образы отображают все исконно русское, потому что и сам Есенин — частичка Руси. Он целиком и полностью принадлежит ей:
Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" - Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".
В основном в своей поэзии Есенин воспевает красоту Руси, ее величие. Но не забывает и о тяготах народных, в которых жил сам. Тяжелый крестьянский труд, неурожаи, разбойники, затаившиеся в лесах, постоянная бедность и многое другое доставляло немало тягот и лишений крестьянам.
Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.
Наступившая революция увлекла поэта. Всей своей русской душой поверил он в светлое будущее и в справедливость, которая обязательно наступит. Под впечатлением революции в его поэзии появляются новые решительные оттенки. Стихотворение "Иония" своим слогом чем-то перекликается с поэзией Маяковского, который также был вдохновлен революцией. И так же недолго, как и Есенин. Но вначале это была сильная вера в то, что Русь "взмахнет крылами", надежда на избавление крестьян от их тяжкой доли. Мощно и уверенно утверждает Есенин свою веру в победу народной власти:
Я сегодня рукой упругою Готов повернуть весь мир... Грозовой расплескались вьюгою От плечей моих восемь крыл.
Но Русь Есенина — прежде всего ее душа, ее удивительная сущность, которая отражается в полях, дорогах, тройках лошадей, колокольчиках и всем том, что неподвластно политике, войнам, революциям. Сердце России хранится в вечности. Еще Л. Андреев раскрывал это сложное понятие "Небесная Россия", которое интуитивно чувствует Есенин. Для него она — родная, любимая сторона, воспоминание о матери, о доме. И в то же время, понимая величие своей родины, своего родного дома, Есенин сравнивает Русь с огромным храмом, в котором он — один из прихожан:
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
И как гимн, как главная суть его мировоззрения звучат строчки, которые уже цитировались, — рай не так прельщает поэта, как Родина — Святая Русь.