Сказка. Жил-был на свете один очень простой Карандаш. То-есть, простым он был только с виду, а на самом деле – необыкновенно талантливым. Что ни день, Карандаш рисовал новые и новые портреты, пейзажи, натюрморты, а его хозяин щедро раздаривал их знакомым и не очень знакомым детям. Дети смотрели и радовались: они узнавали на портретах себя, своих мам и пап, знакомые и любимые места, домашних питомцев…
А Карандаш продолжал рисовать, и всё было бы хорошо, если бы он с грустью не замечал всякий раз, как быстро уменьшается его длина. Но ведь не рисовать Карандаш не мог, а потому старался не обращать внимания на свой постепенно тающий грифель. Он только старался, чтобы линии на его рисунках были точными, красивыми, изящными и изысканными. «Ах, какой великолепный рисунок сделал сегодня мой Карандаш», - такие слова говорил что ни день его хозяин.
И вот однажды Карандаш понял, что только что он сделал свой последний рисунок, что грифеля больше нет, что его жизнь окончена. Вы думаете, ему стало от этого грустно? Представьте себе, нет! Ведь Карандаш знал, что он всю свою жизнь работал для людей, старался их радовать, и его картины в красивых рамочках украшают стены их гостиных, детских и спален.
Хозяин бережно взял то, что осталось от Карандаша, и со словами дружище!» положил в специальную коробочку, где уже хранились у него остатки других его Карандашей.
Сюжет комедии составил драматический конфликт благородного и свободолюбивого героя с окружающей его реакционной средой. После Отечественной войны 1812 года борьба нового со старым острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения, какое изображено в “Горе от ума”. Сам Грибоедов в известном письме П. А. Катенину с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу пьесы;“...В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противу-речии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.
Грибоедов запечатлел в “Горе от ума” целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не приукрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, “разливались в пирах и в мотовстве”, а ученье считали “чумой”, зловредным и огнеопасным изобретением “окаянных вольтерьянцев”. Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям “минувшего века” — “века покорности и страха”. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен — дядя Фамусова, Максим Петрович, достигший “степеней известных” благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству при царском дворе.
Типичнейший представитель этого мира — Фамусов — воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости. Не составляет исключение и столь противоречивая фигура, как Софья Павловна Фамусова.
В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного “ге роя” плац-парадиых учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот “хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”, гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного “пруссачества”, которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывало ненависть всего передоао-го офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции “Горя от ума” Скалозуб сам говорит о себе: “Я — школы Фридриха...”).
Резко очерчены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в “Горе от ума”: властная барыня-крепостница старуха Хлестова, графини Хрюмины. княжеское семейство Тугоу-ховских. Загорецкий — светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным —тайный агент политической полиции. Репети-лов — “душа” дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в крут каких-то псевдолиберальных болтунов. Платон Михайлович Горич, в приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с фамусовским миром.
Как свой принят в этом мире и “безродный” секретарь Фамусова — Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”.