Екатерина Александровна Тимашева заслуживает внимания историков литературы по многим причинам. Ей посвящали стихи Пушкин, Баратынский, Языков, Вяземский, Великопольский, Ростопчина. Стихотворения Тимашевой появлялись в печати редко, но все — в изданиях Дельвига—Пушкина: в «Литературной газете» (1831, № 12—«К портрету***»), в альманахе «Северные цветы» (1831 — «ответ») и, наконец, в последнем пушкинском выпуске того же альманаха (1832 — «К застенчивому», «К незабвенному»). Кроме того, в единственной статье о жизни и творчестве Е. А. Тимашевой Ф. Я. Прийма опубликовал еще два стихотворения поэтессы, сохранившихся в архиве С. Д. Полторацкого и явившихся непосредственными откликами на посвященное ей стихотворение Пушкина. Это «Послание к Учителю» и «К портрету Пушкина».1Казалось бы, как известная поэтесса своего времени, как светская женщина, обладавшая обширным кругом знакомств, наконец, как мать будущего министра внутренних дел Екатерина Александровна Тимашева должна была оставить след в мемуарах и переписке своих современников, что позволило бы достаточно полно восстановить и ее биографию, и ее литературное наследие. Однако этого не случилось. Сведения о ней очень ограничены, некоторые ее стихотворения (за исключением уже опубликованных) обнаруживаются в архивах, но полный их свод, с которым знакомился в свое время Пушкин, был впоследствии затерян. Нам неизвестны портреты Екатерины Александровны. Не знаем мы и ее московского адреса.Между тем прояснение биографии и творчества Е. А. Тимашевой значительно не только само по себе (речь идет о довольно известной поэтессе пушкинского времени), но и бы понять посвященное ей стихотворение Пушкина, смысл которого в современном восприятии несколько затемнен.Екатерина Александровна Тимашева родилась 25 июля 1798 г., — по свидетельству С. Д. Полторацкого, в г. Дорогобуже Смоленской губернии.2 В биографических сведениях о ней указывается девичья фамилия — Загряжская, однако более определенные сведения о ее родословии неизвестны: в родословной росписи дворянских родов Руммеля и Голубцова она упоминается в дополнительном списке Загряжских без указания родителей. Тот же Полторацкий указывал, правда, что ее двоюродный брат — некто Щупинский, жительствовавший в Смоленске, муж Александры Щупинской (урожд. Мелиной), русской писательницы.3 Известно также, что Е. А. Тимашева была теткой Елизаветы Петровны Киндяковой, именовавшейся в московском обществе Запретной Розой (под таким названием в 1826 г. были опубликованы посвященные ей стихи Вяземского) по причине неудачного ее брака с кн. И. А. Лобановым-Ростовским (брак, заключенный в феврале 1824 г., расторгнут по решению синода в 1826 г., во втором замужестве Елизавета Петровна — Пашкова).
Жил-был царь Дадон. То и дело смело наносил он соседям обиды, но, став старым, захотел от ратных дел уйти на покой. Стали тут его беспокоить соседи. Никак не получалось у него охранять царство. Обратился Дадон к мудрецу. Тот вынул Золотого петушка из мешка и сказал усадить птицу на спицу. И если вокруг всё будет спокойно и мирно, то и сидеть петушок будет смирно. Если же ожидается война — петушок приподнимет гребешок, встрепенется, закричит и повернется в то место, откуда идет угроза. Поблагодарил царь, обещал исполнить любую волю мудреца. Принялся петушок охранять границы государства. Присмирели соседи. Так мирно несколько лет. Но вот закричал петушок. Царь отправил войско к востоку во главе со старшим сыном. Угомонился петушок. восемь дней, нет вестей от войска. Снова кричит петушок. Царь созывает другую рать и отправляет с ней младшего сына. Опять молчит петушок. Но вести от войска снова нет! Проходит еще восемь дней. Опять кричит петушок. Снова царь скликает рать и сам ведет ее на восток. День и ночь идут войска идут— побоища все нет. Царь приводит войско в горы и видит между высоких гор шелковый шатёр, вокруг которого лежит побитая рать. Царь Дадон спешит к шатру. Какая страшная картина! Он видит двух своих сыновей, без лат, без шеломов, с вонзенными друг в друга мечами. Вдруг шатёр распахивается… и появляется девица необычайной красоты, шамаханская царица. Глядя на нее, забыл царь о смерти своих сыновей. Взяла шамаханская царица его за руку и увела в шатер. Неделю гостил у нее Дадон. Царь с девицей отправился домой. Он увидел в толпе скопеца, который попросил подарить девицу. Но Дадон отказался. Хватил царь его жезлом по лбу; тот пал ничком и испустил дух. Дадон въезжает в город; неожиданно раздается легкий звон, петушок срывается со спицы, летит к колеснице и садится царю на темя, клюет и взвивается вверх. Тут же Дадон падает с колесницы. Вот он охнул и умер. Вдруг пропала и царица, словно ее и не было.
жив цар Данон,став він старий і стали його сусіди турбувати.Звізда подаврува йому золотого півника,той сидів на спиці і показував ,коли наближаються вороги"Але ось раз став знову турбуватися півник ,послав Данон одного свого сина туди з загоном,трохи пізніше другого.Вони не повернулися тоді він поїхав сам.Там зустрів Шамаханскую царицю,вона окалдовала його.Данон покликав її заміж.Приїхали вони в царство Данона.Зустрів їх Звіздар.А давно Данон обіцяв виконати будь-яке прохання звіздаря.Звіздар попросив у дружини царицю Шамаханскую.Данон відмовив і вдарив його, а золотий півник клюнув царя в тімячко і полетів.