тарас бульба – один из главных героев одноимённой повести николая васильевича гоголя. несмотря на то, что действие повести происходит во второй половине xvii века, она до сих пор не потеряла своей актуальности.
тарас бульба – казачий полковник. он, будучи дворянином, всей душой на стороне сражающегося против польских угнетателей украинского народа. своих двоих сыновей остапа и андрия бульба тоже решает приобщить к казацкому войску и отправляет их на сечь сразу после окончания семинарии. в конце повести оба сына тараса погибают: андрий от рук самого отца, а остапа казнят поляки. бульба вместе со своим полком отчаянно мстит ненавистным полякам за сына, но и сам, в итоге, погибает от их рук.
на протяжении всего повествования тарас бульба демонстрирует невероятную силу духа, волю и выдержку. он безгранично предан своему народу и его идеалам. доказательством верности бульбы украинскому народу и православию служит убийство им родного сына. узнав о том, что андрий принял сторону врага, тарас не может простить предательства и собственными руками убивает его.
характеру андрия гоголь противопоставляет образ остапа. он, в отличие от брата, как и отец, верен казачеству. в ходе одного из боёв остапа берут в плен. бульба отправляется за сыном в варшаву, намереваясь выкупить его. но этому не суждено сбыться. тарас становится свидетелем казни остапа. он мужественно реагирует на происходящее, кивая головой в знак одобрения выносливости сына. на стон остапа: «батько! где ты? слышишь ли ты? » тарас отвечает: «слышу! ».
уже в конце повести, когда бульба привязан к дереву, пылающему над рекой, он думает о своих братьях-казаках, обращает к ним свои последние слова. тарас бульба – олицетворение единства человека с его родной землей.
Художественные средства:
1). Использование «говорящих» имен и фамилий: Простакова, Стародум, Скотинин, Вральман, Правдин Цыфиркин, Кутейкин.
3) Каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью. 4) Разрушение фразеологизма: Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, заМитрофан - найденный матерью, подобный матери; Тарас - приводящий в смятение.
2). Положительные герои говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют просторечные слова, бранную лексику. Простакова: "А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире Скажи, болван, чем ты оправдаешься?"
Речь героев является средством их характеристики, она часто связана с фольклором: "Всякий женись на своей невесте", "Век живи, век учись", "Не хочу учиться, хочу жениться".
тридесято царство.
5). Саморазоблачения героев:
Г-жа Простакова. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому.
Простаков (долго смотря) . Мудрено.
Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Г-жа Простакова. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь.
Вральман: "Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
Тропы, стилистические фигуры:
1) Афоризмы: В человеческом невежестве весьма утешительносчитать все то за вздор, чего не знаешь.
2) Эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
3) Метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. 4) Обращения: друг мой сердечный. И ведомо, батюшка. 5) Риторические вопросы: А извозчики-то на что ж? Каково это? 6) Риторические восклицания: Ах, мой батюшка!Признаки сатиры и юмора:
1). Создание комических ситуаций: драка Простаковой со Скотининым, урок математики, "экзамен" Митрофана.
2). Алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), иронию и намёки.
3) Зоологизация: любовь Скотинина к свиньям; Вральман видит в Простаковых «лошаток». Таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.