Хлестаков, до приезда в город, вел довольно вольный образ жизни. Любил жить на широкую ногу, а самому не работать. Любил роскошь, не мог есть ничего кроме самого лучшего и жить нигде кроме самого лучшего места. Отец присылал Хлестакову деньги, но у него они долго не задерживались, уходили на извозчиков, на игру в карты, каждый день на билеты в театр. Примерно через неделю деньги заканчивались, шёл продавать последний фрак, мог до последней рубашки всё спустить. Но денег не выходило много, поэтому ходил Хлестаков с пустым брюхом. Как появятся деньги, покупал одежду из дорогих тканей. И так продолжалось все время, до приезда в город.
Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня “протекционизмом”. Герой комедии признается:
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.
Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: “Кто беден, тот тебе не пара”. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он “не нынче — завтра генерал”.
В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.