Рассказ старого шарманщика.
Нечего Бога гневить, мил человек, кусок хлеба каждый день имеем. А когда мне, вот как теперь, и рюмочку удается пропустить, недугов многих ради. Сережа вон, растет, не смотри, что худой, крепкий парень будет. И упорный. Я его, Александр Иванович, лет пять назад взял «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника. Тот умер вскорости, а мальчонка остался при мне. Акробатом. Чисто работает. И Артошка роль свою знает, с чилиндром моим публику на задних лапах обходит. Артист! А знаешь, тут какая история приключилась?
Работали мы как-то на даче инженера одного, который по всей России железные дороги строит. А там мальчугашка, язвительный такой. Подавай ему собаку! И барыня ко мне: «Продай». А как продать – он нас двоих, может, кормит, поит и одевает. Еле ушли. Да рано радовались. Нашел нас дворник ихний, уговаривать стал. И того не понимает, что Арто нам как друг иль брат. Я так и сказал: «Не все продается, что покупается». Но дворник, Иуда, проследил за нами. Как нас сон сморил, он пуделя колбасой заманил, да и свел. Господа, видно, ему велели, без собаченьки нашей затейной не возвращаться.
Проснулся я, слышу, Сережа Арто зовет. Думали, прибежит, вернется. А как колбасный огрызок нашли, тут все и поняли. Сергей к мировому хотел идти, да не вышло у нас. Но вижу я, задумал он что-то большое и серьезное. Заночевали мы в Алупке в турецкой кофейне.
А под утро Артошкин радостный визг меня разбудил. Лицо мне лижет, а на шее обрывок веревки. Гляжу, Сереженька спит, в гимнастическом трико, весь в дорожной пыли. Понял я тут все: ведь он ночью за Арто от Алупки дальше Мисхора ходил - и обратно! А уж, как ему пуделя удалось забрать, сколько страху натерпелся, да чего ему это стоило, как бежали они до самого родника, он мне потом рассказал. Господь указал лазейку между каменной стеной и кипарисами и к месту привел, где стена в полтора аршина. А это разве им высота? Он же гимнаст. Бог даст, в цирк хороший поступит. А пока лето, будем и дальше всей нашей труппой ходить с моей старой шарманкой по Крыму.
" Фамусовское общество " - это сам Павел Афанасьевич Фамусов, Скалозуб, Тугоуховские, Хлестова, а также внесценические персонажи : Максим Петрович, Кузьма Петрович, Татьяна Юрьевна, Марья Алексеевна... Все они - защитники старых порядков, века "покорности и страха", консервативны и принципиальны.
Идеал " фамусовского общества " - вельможа екатерининских времен Максим Петрович, гордый, самодовольный человек, который , однако, может "отважно жертвовать затылком", если это нравится императрице. Здесь четко следуют традициям и ценят людей по их богатству и происхождению, выдают замуж и женят, если у кандидата есть две тысячи душ родовых. Княгиня Тугоуховская не желает общаться с Чацким, потому что он не камер- юнкер.
В крепостных они не видят людей, поодиночке распродают актеров, радующих их своим талантом. Хлестова желает накормить "арапку-девку" и собаку из одной тарелки.
Человека можно понять, узнав, зачем он живет. Цель жизни " фамусовцев" - карьера, семейственность, стремление к обогащению. Фамусов считает Скалозуба женихом дочери, потому что он - " золотой мешок и метит в генералы". Он любит только подписывать бумаги, а настоящие дела поручает своему секретарю Молчалину, которого, впрочем, взял по знакомству.
Погоня за личными успехами, лесть, отсутствие своего мнения - это главные качества чиновника, которые приветствуются дворянами - москвичами. Алексей Молчалин со всем согласен, вовремя гладит собачку Хлестовой, выполняет все поручения своего работодателя, успевает даже поухаживать за его дочерью. Молчалин сможет стать известным лицом, потому что аккуратен и умерен.
Консервативное общество предпочитает иностранцев в качестве учителей для своих детей, считает ученость угрозой обществу, боится народного бунта.
А.С. Грибоедов в комедии " Горе от ума" представил коллективный портрет "отцов" и следующих их заветам. Они боятся всего нового, не хотят изменять себя и обесценивают окружающий мир. Каждая из фигур дает представление о взглядах и убеждениях русского дворянства первой четверти 19 века.