Алексей Константинович Толстой (1817 – 1875) – родился в Петербурге в семье графа К.П. Толстого. После развода родителей воспитывался в Черниговской губернии, в имениях матери, а затем её брата Алексея Перовского, известного прозаика. Многие стихотворные произведения Толстого обращены к Древней Руси. Героями его былин и являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, в которых писателя привлекают глубокое патриотическое чувство. В своём сочинении я бы хотел описать образ Ильи Муромца. В стихотворении А. К. Толстого легко обнаруживаются моменты, сопоставимые с былинами, и называются известные имена богатырей. Автора в стихотворении интересует в первую очередь высказывание самого богатыря, его рассуждения и переживания. В стихотворении повествователь называет героя «дедушка Илья, старик», а сам богатырь говорит о себе «мужик неприхотливый, старый Илья», чем подчеркиваются обычные, человеческие качества героя. В стихотворении дважды (с небольшими изменениями) повторяются строки: «...без Ильи-то как ты проживешь?» и « ... шагай же мой чубарый, уноси Илью!». Они делят текст речи героя на части, каждая из которых показывает переживания богатыря и его рассуждения по этому поводу. Повтор как будто завершает какую-то мысль в рассуждениях богатыря и, следовательно, обозначает отношение самого героя к тому, что произошло. В первой части своего высказывания Илья объясняет, почему он покинул княжеский двор: Но обнес меня ты чарой В очередь мою... Во второй части герой противопоставляет себя – старого воина, молодым дружинникам, падким до пиров и развлечений: Без меня других довольно! Сядут – полон стол, Только лакомы уж больно, Любят женский пол… В третьей части Илья рассуждает о своих чувствах по отношению к придворной службе: Не терплю богатых сеней, Мраморных тех плит; От царьградских от курений Голова болит! Душно в Киеве, что в скрине, Только стынет кровь... Богатырь открыто признается в нелюбви к придворной службе (чужой для него мир) и, напротив, желании снова «изведать волюшку» (свой для героя мир). Повторение фразы: «Ну же, ну, шагай чубарый, уноси Илью!» - говорит о его решении покинуть княжеский двор. Богатырь переходит границу между двумя мирами – из мира зависимости от придворных правил в мир богатырской воли, происходит внутреннее освобождение героя. В стихотворении Толстого происходит изменение во внутреннем мире героя. Такое событие возможно только в лирическом стихотворении, где самое главное — не внешние события и происшествия, а их переживание автором или героем стихотворения.
— лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет обычно заимствуется из фольклора. часто кладутся на музыку. В композиции отсутствуют запевы и концовки. Главный признак эпической – наличие сюжета. Это роднит ее с другими эпическими жанрами – былиной и сказкой. Поэтому она может считаться эпиче- ским жанром. Однако в , в отличие от былин и сказок, отсутствуют основные элементы сюжета (завязка, развитие действия, кульминация и развязка) . В дан только итог определенных событий, которые произошли до начала повествования. Главное отличие от эпоса заключается в принципе типизации и в изображения человека. Эпос создает образы чрезвычайно масштабные, преувеличенные; образы эти, получая самостоятельное значение, кочуют из былины в былину. Эпос «общенароден» и оптимистичен. же решительно отказывается от эпического преувеличения, обращается к индивидуальной, частной судьбе, к трагическому в жизни типизации в является сюжетная коллизия, а не образ. Герой не может быть «оторван» от сюжета. сделала достоянием искусства новые трагические противоречия общественной жизни, незнакомые эпосу. В используются разные стилистические средства: эпитеты, символы, иносказания, гиперболы, сравнения, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Все они эмоциональной выразительности , усиливают их трагическое звучание. Эпитеты в , как и в других жанрах фольклора, традиционны: синее море, чистое поле, белокаменные палаты, высокие терема и т. д. Душевные переживания героев передаются при сравнений, а также гипербол и олицетворений.