Душа Раскольникова не приемлет убийства, и он ищет себе оправдания и, пытаясь логически обосновать преступление, создаёт собственную теорию.
Все люди, согласно этой теории, делятся на «тварей дрожащих» и тех людей, которые имеют право «разрешить совести своей перешагнуть… через иные препятствия… если исполнение идеи того потребует, а все великие люди должны по природе своей быть непременно преступниками».
Эта теория Раскольникова, а также его гордыня, желание ответить на во тварь я дрожащая или право имею?» и являются философскими причинами преступления.
Но Достоевский отвергает теорию Раскольникова, показывая её столкновения с логикой жизни, создавая целую систему авторских опровержений этой теории.
Во-первых, убийство рассчитать невозможно, и вместе со старухой Алёной Ивановной Раскольников убивает её сестру Лизавету, добрую и кроткую, то есть одну из тех, ради которых он и решил совершить преступление, оправдывая его благом человечества.
Во-вторых, теория Раскольникова не продумана. Он делит всех людей два разряда, но непонятно, к какому он относит своих близких – Соню, мать, сестру. Эти люди не хотят воспользоваться «результатами» преступления, а ведь благо близких было для Раскольникова одним из оправданий преступления. Поэтому он испытывает муки совести и боится признать, что его теория ошибочна.
1) В основу рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки» легли воспоминания автора о трудном детстве, на который свой мрачный отпечаток отложили все ужасы сталинской эпохи. Вечные нищета и голод, которым сопутствовали идеологические преследования стали неизменным атрибутом жизни простых людей той поры. Детство писателя Владимира Тендрякова проходило в послереволюционное время. Так в его памяти навсегда остался ужас того периода. Именно эти воспоминания и легли в основу рассказа «Хлеб для собаки». Краткое содержание повествует о жизни одного поселка, где показаны все реалии страны. .Произведение автобиографично. Главный герой, десятилетний мальчик, которого мучает совесть за то, что он сыт, а вокруг него погибают люди от голода и изнеможения. Мальчик выносит еду «шкилетикам» и «слонам», потому что хочет исцелить свою совесть. Но в то же время она мучает его другим вопросом: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать — жалею своих врагов!». Он пытается найти то самое существо, которому больше всех нужен его ломтик хлеба. И вот она — собака, взявшаяся из ниоткуда, как его совести. 2) Автор хочет сказать нам, нынешнему поколению, что в любое тяжёлое время в нашей жизни необходимо всегда оставаться Человеком. Каждый из нас в ответе за свои поступки перед своей совестью. Поэтому В. Тендряков в заключение вставляет новость о том, что начальник станции застрелился, ведь его совесть просто не выдержала, у него не было такой собачки, которую он мог подкармливать. И все мы должны понимать, что милосердное и внимательное отношение ко всему живому может нашу душу и очистить совесть.
Сформулировать окончательный ответ, думаю, сможешь.
Душа Раскольникова не приемлет убийства, и он ищет себе оправдания и, пытаясь логически обосновать преступление, создаёт собственную теорию.
Все люди, согласно этой теории, делятся на «тварей дрожащих» и тех людей, которые имеют право «разрешить совести своей перешагнуть… через иные препятствия… если исполнение идеи того потребует, а все великие люди должны по природе своей быть непременно преступниками».
Эта теория Раскольникова, а также его гордыня, желание ответить на во тварь я дрожащая или право имею?» и являются философскими причинами преступления.
Но Достоевский отвергает теорию Раскольникова, показывая её столкновения с логикой жизни, создавая целую систему авторских опровержений этой теории.
Во-первых, убийство рассчитать невозможно, и вместе со старухой Алёной Ивановной Раскольников убивает её сестру Лизавету, добрую и кроткую, то есть одну из тех, ради которых он и решил совершить преступление, оправдывая его благом человечества.
Во-вторых, теория Раскольникова не продумана. Он делит всех людей два разряда, но непонятно, к какому он относит своих близких – Соню, мать, сестру. Эти люди не хотят воспользоваться «результатами» преступления, а ведь благо близких было для Раскольникова одним из оправданий преступления. Поэтому он испытывает муки совести и боится признать, что его теория ошибочна.