мальчик рассматривает мертвую птицу, которая мгновение назад еще была полна жизни: « присела, притаилась, испугалась, бросилась бежать, неуклюже завалилась набок». мальчик рассматривает убитую птицу. по времени, , не долго. но его детская память запечатлит все детали, не пропустит ничего. смерть загубленного им существа потрясает и вызывает всплеск жалости. все художественные средства, сконцентрированные в описании птицы, занимающем треть рассказа, подчеркивают безжизненность в каждой ее черте, смерть. в описании эпитеты : «завядшее, вроде бы бескостное тельце», мертвые, бесцветные веки, невесомое тельце. и только два сказуемых: прищемлены (веки), болталась (шейка) тоже говорят не о движении, а о покое смерти. сравнение шейки птицы с листом, прихваченным морозом, усиливает мысль о том, что птица гибнет нелепо, внезапно и преждевременно, как зеленый лист, загубленный морозом.
чувство жалости мальчика углубляется, когда он рассматривает «нехитрую» окраску птицы. «перо на птице было желтовато, со ржавчинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана». уменьшительно-ласкательные суффиксы показывают, что в восприятии мальчика загубленная им птица видится как что-то и без того и жалкое. особенно, когда он замечает, что у птицы нет одной ноги. именно поэтому она вовремя не улетела со своими «друзьями-дергачами» на юг. именно поэтому ему так легко удалось ее догнать. потрясение мальчика от содеянного настолько сильно, что он тут же «стал руками выгребать ямку и хоронить так просто, сдуру загубленную живность».
попав в дом рудневых,юрий смущён: " маленькая фигурка, в неловкой выжидательной позе,он держался в своем углу, не решаясь подойти ближе."нерешительность,робость,вот первое впечатление,произведённое на хозяев дома.но затем он даёт отпор нахальной лидии: "мальчик вдруг густо покраснел, но ответил сдержанным тоном".юрий сдержан,но на глупые вопросы отвечает с достоинством,хотя не скрывает усмешку и прячет гнев: "большие глаза мальчика вдруг блеснули гневом и насмешкой."меняются и движения,из робкой позы ожидания ,он "резко повернулся он к лидии,напряженная неловкость его позы внезапно исчезла."попросив разрешения показать,на что он способен, юрий агузаров приводит в восторг всех окружающих,напряжение немного спадает,лидия от досады покидает гостей.и хозяева,и гости очарованы юным пианистом и его музыкой,но в зал входит пожилой господин,о важности которого говорит почтительная тишина в зале и просит сыграть мальчика еще раз рапсодию № 2.юрий понял,что хозяин дома говорит о нем с важным господином: "он был изумлен, почти испуган, когда почувствовал на себе чей-то взгляд",
смущение,робость и непонятный страх сковали пианиста: "отвернулся от них в смущении, близком к непонятному страху."он неуверенно начал играть,пальцы стали потихоньку слушаться его,волнение отступило и юный музыкант заиграл во всю мощь своего таланта.присутствие этого господина сделало игру особенной,так хорошо юра ещё не играл.
"присутствие того, властного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность."
с вечера его увёз тот господин,который оказался знаменитым композитором,дирижёром,пианистом,это был антон григорьевич рубинштейн.став учителем юры,рубинштейн сделал из него талантливейшего композитора,пианиста и дирижёра.