В произведении, написанном в 1906-08 гг., отражена характерная тенденция зрелой бунинской лирики. Вместо привычного читателю лирического “я” появляется персонаж, сближающий стихотворный текст с эпическим жанром.
Художественное пространство “Дикаря” формируется с позиции героя, отчаянного и бесстрашного охотника. Центром модели мира становятся высокие крутые скалы, соседствующие с головокружительной вертикалью, конечными точками которой становятся небо и океан. Интересно, что противоположные полюсы могут сливаться: их объединяет общая цветовая доминанта – “синь”, “синева”.
Дикарь целеустремленно пробирается вверх, его не смущает опасность и трудность пути: персонаж не обращает внимания на растения, которые слетают из-под ноги далеко вниз. Герой, получивший от автора оценку “безумец”, действует “как во сне”, будто подвергшись воздействию гипнотизера. Его цель – не просто добыча, а “большая высота”, окончательная и бескомпромиссная.
Нагнетание лексики с коннотациями опасности и риска порождает еще один мотив – смерти.
Данный образ полон противоречий. С одной стороны, он кажется послушным и почтительным сыном, полностью растворившимся в личности и морали своей матери. С другой стороны, у него есть и собственные мысли, мнения, желания. Он даже готов был бы простить неверную жену, поскольку он добрый и великодушный. Но привычка к подчинению так глубоко в нём засела, что он стараясь быть добрым и снисходительным к своей "заблудшей" супруге не заметил вовремя её душевного состояния и не смог ей Он пытается бежать в алкоголь от тирании своей матери, радуется. когда по делам должен уехать из дому, радуется оттого, что некоторое время над ним "грозы не будет". Он любит жену, но как-то слишком апатично и спокойно отчего не ни понять её вполне, ни оградить её от бед, ни хотя бы эмоционально поддержать. Даже её измену он воспринимает не с точки зрения предательства любимого человека, а с точки зрения материнской морали (как позор семейной чести) . Тихон-человек слабый, несамостоятельный, но в самом крайнем случае на кратковременный бунт.
Объяснение:
В произведении, написанном в 1906-08 гг., отражена характерная тенденция зрелой бунинской лирики. Вместо привычного читателю лирического “я” появляется персонаж, сближающий стихотворный текст с эпическим жанром.
Художественное пространство “Дикаря” формируется с позиции героя, отчаянного и бесстрашного охотника. Центром модели мира становятся высокие крутые скалы, соседствующие с головокружительной вертикалью, конечными точками которой становятся небо и океан. Интересно, что противоположные полюсы могут сливаться: их объединяет общая цветовая доминанта – “синь”, “синева”.
Дикарь целеустремленно пробирается вверх, его не смущает опасность и трудность пути: персонаж не обращает внимания на растения, которые слетают из-под ноги далеко вниз. Герой, получивший от автора оценку “безумец”, действует “как во сне”, будто подвергшись воздействию гипнотизера. Его цель – не просто добыча, а “большая высота”, окончательная и бескомпромиссная.
Нагнетание лексики с коннотациями опасности и риска порождает еще один мотив – смерти.