Вася понял, что в жизни есть не только развлечения, но есть голод, есть нищие; валек и маруся нашли себе хорошего друга, они стали выходить на солнце (из подземелья) , раньше они целые дни проводили в подземелье. даже тыбурций драб сказал васе, что может это хорошо, что вася встретился с ними (нищими) . тыбурций тогда имел ввиду, что вася будет знать, что важное не веселье, не развлечения. вместе с марусей и валеком вася повзрослел, стал разумней. до встречи он думал, что воровать плохо, когда он узнал, что валек украл ту булку для своей сестренки, которая плакала от голода, он конечно не изменил своего мнения в общем, но понял. что если маленькая сестренка плачет от голода, то тогда действительно надо было украсть. еще после этого случая вася узнал, что воровать у отца хуже, чем воровать вообще. дружба васи, валека, маруси повлияла и на отношения васи с отцом: после того, как маруся умерла, тыбурций рассказал отцу васи, какой он (вася) на самом деле. что у васи доброе сердце, как он марусе, когда она серьезно заболела, что вася даже попросил у своей сетры куклу, которая марусе поправиться. тогда отец стал по-другому смотреть на васю.
Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. именно здесь, в “дурном обществе”, вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. дружба научила васю ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они, уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям. в заключение я хочу процитировать замечательные слова л. н. толстого: “милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству”.
Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).