У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растёт дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своём убеждении, что все слепорождённые злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своём счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора , и Петр часто заходит к нему.У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребёнок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.
Первым был золотой век, когда на земле царила вечная весна; повсюду текли млечные ручьи; сок деревьев был подобен меду; земля рождала всевозможные злаки и плоды земные; болезней и старости не существовало; люди переходили в небытие легко, как бы засыпая.
Вторым был серебряный век – тогда вечная весна уступила место четырем временам года; земля уже нуждалась в обработке для того чтобы производить хлеб, необходимый для пищи человечеству. Люди серебряного века во всем подчинялись своим матерям и не смели ослушаться их, хотя и жили до ста лет. Они были сварливы и невежественны и никогда не приносили жертвы богам, но хороши уже тем, что не воевали друг с другом. Это поколение человечества было уничтожено Зевсом.
Третьим был медный век, чьи люди стали жестокими, уже воевали друг с другом при медного оружия, но еще не доходили до страшных преступлений. Погубил их насланный Зевсом и Посейдоном потоп, от которого лишь Девкалион и Пирра. По велению богов они создали из камней следующее поколение.
Четвёртым был век железный – время всеобщей испорченности и греховности. «Тогда, – говорит Овидий, – пришлось поделить землю, которая до того времени была общим достоянием, как воздух и свет, и обозначить границы каждого участка. Люди стали рыться в недрах земли, ища в ней сокрытых сокровищ. Лишь только были добыты железо и золото, как тотчас же родилась распря, и вскоре повсюду стало раздаваться бряцание оружия». Жили тогда дети богов и смертных матерей – герои, которые покрыли себя славой при осаде Фив, во время похода аргонавтов и Троянской войны. Были они жестоки, но добры и благородны. После смерти попали они на Острова Блаженных.
Пятый же век – время нынешних недостойных потомков четвертого поколения, которые ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми.