костылин - один из героев рассказа л. н. толстого «кавказский пленник», офицер, попавший в плен к татарам. внешне это грузный, толстый и неповоротливый мужчина. также как и жилин он отправился в отпуск, а во время кавказской войны дороги были не безопасны. у костылина на этот случай имелось ружье, но и им он не смог быстро воспользоваться. по дороге он познакомился с жилиным, после чего решено было ехать вместе, но их настигли татары. когда жилин попросил костылина стрелять, тот испугался и сбежал. в результате, жилин оказался в плену, а костылина скоро тоже нагнали, так как лошадь под ним стала, а ружье осеклось.
в плену этот герой показал себя не с лучшей стороны. вместо того чтобы мобилизовать все свои силы и подумать, как выйти из сложившейся ситуации, он быстро сдался. по приказу татар он написал домой письмо с просьбой о выкупе в пять тысяч монет. жилин, в отличие от костылина, согласился написать такое письмо только c условием, что их накормят, дадут свежую одежду и снимут с них кандалы. при этом адрес на письме он указал неверный, чтобы не дошло. пока костылин ждал выкуп, жилин обдумывал план побега и делал подкоп под сараем. и даже во время побега костылин подвел товарища. по дороге он столько стонал, что ему ноги натерло, что жилин согласился нести его на себе. в результате, их заметил один татарин и оба были возвращены в аул.
костылин отчаялся и второй раз бежать не согласился. он решил покорно ждать, пока за него заплатят выкуп. жилин с дины сумел все-таки бежать и, несмотря на все трудности, дошел до родных полей. оказавшись на стороне, он рассказал казакам, которые спасли его, о своих приключениях и сказал, что останется служить на кавказе. через месяц пришел выкуп за костылина и его освободили, но бедняга был измученный и еле живой.
С диалога Томского и Нарумова
начинается повесть, и это начало - первый
знак своеобразия композиции
произведения.
Автор сразу дает толчок всей фабуле.
Ничто не подготавливает к восприятию
сюжета, за исключением двух эпиграфов:
одного общего, а другого - относящегося к
первой главе. И оказывается, что этого
вполне достаточно.
Первый эпиграф, мы знаем о "тайной
недоброжелательности" пиковой дамы
задолго до того, как в ней убедится
Германн.
Второй эпиграф, представляя собой
превосходное стихотворение, самый ритм
которого усвоению смысла,
вводит нас в курс дела, вплоть до погоды
за окном игральной комнаты. "Однажды
играли в карты у конногвардейца
Нарумова" - воспринимается нами как
закономерное начало повествования, в
курс которого мы уже введены.
Завязка.
Теперь, когда стало явным не только
действие, но и место действия, можно
перейти к сути. Начинается диалог,
занимающий всю первую глав". Это
краткие сведения о Германне и
подробнейшие - о графине Анне Федотовне
и ее замечательной
Во второй главе готовится Пушкиным
появление Германна. Сначала Лиза в
разговоре с графиней выказывает живой
интерес к военным инженерам. Позднее
мы узнаем, откуда этот интерес возник
(странный молодой человек, в форме
военного инженера, регулярно появляется
под ее окном) . И наконец, Германн
появляется, так сказать, во плоти. Теперь,
по мысли Пушкина, впору и рассказать об
истинных чувствах и действиях человека,
который, как мы помним, выслушав
повествование Томского, воскликнул:
"Сказка! ".
Развитие действия.
Глава третья посвящена активным
действиям Германна, направленным на
вызнавание тайны трех карт и
приводящим к смерти графини, но не к
познанию тайны.
Одна тема - надежда, стремление и крах
героя - повторяется в двух
интерпретациях: реалистической (до
четвертой главы включительно) и
фантастической (с главы пятой и до
финала) .
Разговор в спальне Томской -кульминация
событий, после которой остается ждать
только развязки.
Развязка.
Томская умирает. Она возрождается уже в
качестве мстительного фантома - Пиковой
Дамы.