Поля Верлена (1844-1896) «Проклятые поэты» (1888 г). Введено понятие «импрессионистический литературный портрет». Показаны существенные трансформации поэтики жанра в «Проклятых поэтах», такие как редукция биографического элемента, изменение трехчастной структуры литературного портрета, установление автором ассоциативных связей между цитируемыми им произведениями. Выявлено и обосновано значение увеличения эссеистической составляющей портрета, обозначена причина сознательной незавершенности литературных портретов автором.
Действие этой повести развертывается в современное Пушкину время и отражает широкий круг размышлений автора над русской жизнью начала 19 столетия.
В "Пиковой даме" Пушкин обратился к широкому кругу философских проблем :
человек, свобода, свобода нравственного выбора, судьба, случайное и закономерное,
игра, "злодейство" - лишь некоторые из философских вопросов, осмысляемых автором
в этой глубокой по содержанию повести.
Название позволяет уподобить художественный мир повести карточной игре, где карты- персонажи произведения и где есть игроки - силы распоряжаться картами-персонажами по своей воле.
Герой вступает в поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели.
Пиковая дама становится не только картой в игре Германна с судьбой, но местью судьбы за попрание Человека, нравственного закона, т.е. герой сам оказывается
картой в более крупной игре, и его "карта бита".
Противопоставляя Лизавету Ивановну и Германа, их судьбы, Пушкин утверждает неразделимость нравственности и судьбы человеческой личности.