О Родине люди слагают пафосные стихи, гимны и величальные песни. Или будничными, но искренними словами, идущими от самого сердца, рассказывают о своей любви к ней. Я не знаю никого, кто не любит свой край, свой уголок земли, свою родину. И пусть не каждый может высказать эту любовь высоким стилем – для того поэты и создают свои стихотворения, чтобы всякий, кто носит любовь к Отечеству в своем сердце, мог говорить о самом сокровенном поэтическим слогом.
Темы любви к Родине касались поэты во все времена. Не исключение и русские поэты 19-20 века. Они воспевали бескрайние города и деревни, моря и реки, красоту и мощь народа своей страны – России.
Тема родины всегда волновала поэта Андрея Белого. Он говорил: «любить Россию свойственно русскому человеку".
А. Белый рисовал Россию и русский народ в своих стихах мрачными красками. Он видел бес и нищенское существование народа. В некоторых стихах преобладает чувство отчаяния:
«Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой
Мать-Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?»
Эти строки написаны в 1908 году. Поэт задает этот роковой во но не находит на него ответа. И тогда у него рождаются другие стихи:
«Исчезни в исчезни, Россия, Россия моя!»
А. Белый носил в себе мучительное чувство разлада с ощущением Родины, но несмотря на все свои сомнения, он видел возможность для разрешения духовного кризиса. И когда в преддверии революционных событий его мечта начала осуществляться, он был готов всего себя принести в жертву Отчизне:
«И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия
Мессия грядущего дня!»
При всей неоднозначности своего мироощущения, при его разногласиях с политикой, А. Белый никогда не уходил от восприятия России как прекрасного образа.
Сергей Александрович Есенин – поэт, у которого слога сочетается с глубиной мысли, мастер русского пейзажа, певец Руси крестьянской. Он пишет о том, как «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси». В его изображении Россия – это поля, березы, крестьяне, их песни, избы, скромные милые девушки и добрые молодцы. Русь – это печаль и слезы матерей, тяжкий труд и сладкий отдых. Вот как в этих стихах:
Я люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
...
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Александр Блок – поэт-символист говорит о своей России, как о «степной кобылице». Он анализирует в масштабном произведении «На поле Куликовом» многовековую историю Руси. «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!». В этих словах читается душевная боль поэта, для которого Русь – жена, Русь – нищая, бедная, бесценная.
Когда-то Блок заметил, что все его стихи написаны о Родине. На позднем этапе своего творчества, в зрелом возрасте, в расцвете своего таланта он пишет цикл стихов под названием «Родина». Главный мотив этого цикла – дороги, пути, которыми движется Россия со времен седой древности. Поэт показывает Русь такой, какой он сам её видит, - многоликой и величественной в своей необъятной широте.
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни.
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
В письме Блока к Мережковскому читаем о том, как сам поэт воспринимал Россию: «Родина - древнее, бесконечно древнее существо, большое, потому неповоротливое, и самому ему не счесть никогда своих сил, своих мышц, своих возможностей, так они рассеяны по матушке-земле".
Поэт Константин Симонов написал стихотворение «Родина» в 1941 году. В нем он пишет о великой, бескрайней и могущественной России, которая противопоставлена тому краешку земли, который можно увидеть своими глазами:
«Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком».
В тяжелую для своей Родины годину, в военное лихолетье поэт призывает каждого сберечь ее, защитить в тылу и на фронте свою большую и малую Родину.
«Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать».
Родная земля, родные березы – вот ради чего надо биться до последней гранаты, вот что нельзя отдать никому, а надо сохранить даже ценой собственной жизни.
В заключение хочу сказать, что поэты 19-20 веков чувствовали Родину, как собственный организм, ощущали себя единым целым с родной землей. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм», - говорил уже упоминаемый мною Александр Александрович Блок. Они принимали близко к сердцу ее радости и горести, жили её заботами и интересами, Родине они посвящали свой поэтический дар и талант. Потому что «не греет солнце на чужбине» и горек чужой хлеб. И даже тогда,
«Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким Русь».
Есенин С. А.
Объяснение:
Вотето надо
Одним из лучших произведений Паустовского, без сомнения, можно считать «Телеграмму». Это рассказ о настоящей любви и памяти.
Прочитав это произведение, на мой взгляд, невольно задумываешься над истинным смыслом жизни. Как часто люди из-за бытовых сложностей и проблем забывают о самых близких и родных.
Так, героиней рассказа является Катерина Петровна. Эта женщина «доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником». Жизнь уже не представляла для нее большой ценности, единственной мечтой старушки была встреча с родной дочерью Настей.
Настасья Семеновна жила далеко, в Ленинграде, и уже три года не приезжала в родной дом. Но материнское сердце все же не склонно держать обиду, оно слишком сильно умеет любить: «Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но, оставаясь совсем одна в огромном доме, она каждую минуту думала о дочери.
Все время Катерина Петровна мечтает о встрече с Настей. Единственной связью с любимой дочкой были денежные переводы. Старушка «осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами».
Единственными посетителями огромного старого дома были дочь колхозного сапожника да сторож при пожарном сарае Тихон. Манюшка каждый день прибегала к старушке, приносила воды из колодца, подметала полы.
Катерина Петровна испытывала искреннюю благодарность к этой девочке и очень часто старалась одарить ее какими-то старинными вещами: сморщенными перчатками, страусовыми перьями, стеклярусной шляпой… Но Манюшке все это было ни к чему.
Символичным, по моему мнению, является старый клен в саду, который посадила Катерина Петровна еще девушкой-хохотушкой. Как и сама хозяйка, старое дерево было одиноким и «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
На мой взгляд, Катерина Петровна, несмотря на свое одиночество и душевную тоску, все же остается символом материнской любви, которая не имеет границ и не умеет быть жестокой. Достаточно вспомнить письмо старушки к дочери: «Ненаглядная моя, ... зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».
Но увидеть Настю главной героине так и не удалось. В скором времени она заболела и уже не могла ходить, а только ждала смерти. Старушка уже не надеялась на то, что перед смертью увидит дочь. Катерина Петровна «закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, закутывалась в седых волосах одна-единственная слеза».
И даже слова Тихона о том, что Настя едет, не успокоили и не поддержали женщину: «Не надо, Тиша! – тихо сказала Катерина Петровна. – Не надо, милый. Бог с тобой тебе за доброе слово, за ласку».
В скором времени старушка умерла, так и не узнав, что Настя приедет и уже никогда не сможет себя за холодность.
По моему мнению, рассказ заключает в себе глубокий смысл. Думаю, автор хотел показать нам, читателям, что иногда даже воспоминания, внимание и любовь изменить всю жизнь. Мы видим, как мать и дочь, не сумевшая вовремя принять верное решение, становятся несчастными людьми. Но если Катерина Петровна несчастна из-за ряда причин, не зависящих от нее самой, то Настя, конечно же, могла изменить свою судьбу и судьбу своей матери.
Беру!
Я сегодня думал. Вчера молчал. Думал. Ночью, лежа в снегу, думал: неужели такое кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди недостойны называться людьми! Недостойны жить на земле! Недостойны пользоваться ее дарами, жрать хлеб, картошку, мясо, рыбу, коптить небо