Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.
«Листопад» - произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.
«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.
На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко - один день, «сегодня», а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…»), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.
Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова», хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.
Смену состояний природы поэт изображает при различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.
В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса, используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.
Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти. Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.
В третьей части картина умирания природы передается с звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость («Как будут рады соболя, и горностаи, и куницы»).
Передача движения в произведении организована при разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья) и направленное движение (гуси держат перелет).
«Листопад» отличает обилие тропов. Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.
Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).
Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.
1. В чем тайна певца в стихотворении “Арион”? Чем он выделяется среди пловцов?
Нужно сразу сказать, что стихотворение А.С. Пушкина "Арион" имеет иносказательный смысл. В нём поэт рассказывает о себе и о своих друзья-декабристах. Кроме того, поэт в завуалированной форме пишет о восстании декабристов в 1825 г. на Сенатской площади и о жестоком подавлении этого восстания.
"Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна," - пишет поэт Вяземскому в 1826 г.
Сам же поэт - мы его видим в образе певца Ариона - не пострадал, как его друзья-декабристы. Он " " от царского гнева и избежал каторги в Сибирь, т.к. находился в это время в ссылке в селе Михайловском. Если бы, по признанию самого Пушкина, он был бы в декабре 1825 г. в столице, то вышел бы тоже на Сенатскую площадь. И тогда тоже последовал бы на каторгу в Сибирь.
В стихотворении Пушкин пишет о том, чем он отличается от других пловцов: они действуют, они готовят заговор, а Арион лишь "беспечно поёт", так как его в свои планы декабристы НЕ посвящали, жалели великого поэта.
2. — В каком значении использует Пушкин слово гимн? Почему не плачи, а гимны поет поэт после грозы?
"Таинственное" подвигло певца на создание "гимна" в память о казнённых друзьях и о друзьях, отправленных на каторгу.
Вообще, ГИМН - это торжественная песня, принятая как символ государственного или классового единства. ГИМН - это песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо
Мы можем считать, что это стихотворение - гимн единства Пушкина с друзьями-декабристами, свидетельство его веры в прежние идеалы. И он эти идеалы НЕ собирается оплакивать. Он им по-прежнему верен. Они для него по-прежнему святы. И Пушкин в стихотворении восхваляет и прославляет друзей-декабристов.
3.— В каких строках стихотворения угадываются судьбы декабристов — друзей поэта?
Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец!
Вихрь - это и бунт в декабре, это и царская расправа над бунтовщиками.
Погиб и кормщик и пловец - 5 декабристов были по велению царя казнены.
4. — Чем отличается Арион Пушкина от героя древней легенды?
Согласно греческой легенде, Арион плыл с богатыми сокровищами (которые заработал своим пением) на корабле из Тарента в Коринф. Моряки, желая завладеть богатствами певца, выбросили его за борт, однако Арион был дельфином и благополучно добрался до Коринфа.
В древнегреческой легенде рассказывается о жадных моряках, которые едва не стали убийцами. Арион им противопоставлен. Он НЕ свой среди своих. Он чужак среди моряков, едва не погубивших его. Да и сам Арион не отличается свободолюбием. Он просто поёт и зарабатывает таким образом СЕБЕ деньги.
А вот стихотворение Пушкина - это политический, вольнолюбивый гимн. Арион находится в кругу своих друзей-единомышленников, которые, наоборот, щадят его редкий поэтический дар и не втягивают в заговор против царя.
Пушкинский Арион лишён меркантильности. Для него деньги НЕ главное. Он проповедует идеалы декабристов.
5. — Как вы поняли основную мысль стихотворения А. С. Пушкина?
С этого стихотворения-гимна поэт высказывает свои взгляды на восстание декабристов, вспоминает о борьбе декабристов с самодержавием, о том, какую они заплатили высокую цену за свои идеалы. Поэт уверен, что борьба с самодержавием продолжается, и он остается на стороне правды.
Объяснение:
Лицейские годы Пушкина стали началом его творческой знаменитости. Именно здесь писатель заслужил уважение «первого русского поэта» Г. Р. Державина, а также похвалу других известных в те времена поэтов и писателей. Годы обучения в лицее, в котором А. С. Пушкин обрел настоящих друзей, навсегда запомнились писателю. Данный материал, который расскажет кратко о лицейских годах Пушкина при подготовке к уроку литературы в 5 классе.
Годы учебы
В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.
А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.
Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.
(function(w, n) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push({
ownerId: 326810,
containerId: 'adfox_sochineniya_300x250_3',
params: {
pp: 'h',
ps: 'eizi',
p2: 'gzne',
pk: __clADF__.state,
}
});
})(window, 'adfoxAsyncParams');
Становление поэтической личности
За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.
После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.
В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.
Дружеские связи
Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.
Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.
Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.