Житие святого Александра Невского (Первая редакция)
Жизнеописание князя Александра Ярославича, прозванного в народе за победы над шведами и немцами в 1240 и 1242 гг. «Невским» и «Храбрым», создано в начале 80-х г. XIII в. во Владимирском Рождественском монастыре, где князь был похоронен в 1263 г. Отобранные автором эпизоды и факты из жизни князя искусно объединены в «Повести о житии» с художественных приемов, характерных для галицкой литературной школы. Предполагают, что автор Жития был из числа владимирских монахов, а до пострига принадлежал к домашним слугам князя Александра. Древнейший (неполный) список Жития сохранился в составе Лаврентьевской летописи 1377 г., а полный текст дошел до нас в начале Псковской Второй летописи 1486 г. (рукопись Синодальной библиотеки, № 154, ныне хранится в Государственном историческом музее).
Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.
Повествование в произведении осуществляется от имени рассказчика,
Главным героем рассказа представляется обыкновенный человек по имени Касьян, изображенный в образе правдоискателя, выселенный из родных мест, называемых Красивой Мечью, в связи с выкупом помещиком его земельного надела. Герой считает данный поступок барина нарушением божьих законов, не признавая установленные русские законы о собственности.
Касьяин описывается в рассказе в образе пятидесятилетнего старика, отличающегося маленьким ростом, сморщенным лицом, на котором виднеются едва заметные странные глазки. Местный народ именует Касьяна Блохой, поскольку мужчина проявляет неповторимую проворность, ловкость движений, а маленький рост напоминает о его отношении к карликам.
Рассказчик знакомится с Касьяном волею случая, обратившись к нему в связи с поломкой телеги, на которой передвигался совместно с кучером. Узнав о цели прибытия рассказчика, Касьян неодобрительно отзывается о его увлечении охотой, поскольку считает убийство диких животных и птиц ради собственного удовольствия нехорошим делом и ужасным грехом, при этом бой домашних животных он допускает, так как бог определяет их специально для человеческого существования.
Рассказчик характеризует Касьяна как грамотного, бессемейного человека, речь которого отличается торжественностью и странностью, не похожими на обычный мужицкий язык. Герой занимается траволечением, за что народ порой его кличет лекарем, то Касьяну категорически не нравится.
После выселения из Красивой Мечи Касьян посещает многие русские города, пройдя пешком много километров, и понимает, что в крестьянской жизни отсутствует справедливость.
В жизни Касьяна существует человек, о котором старик любовно и нежно заботится, в виде Аннушки, девочки подросткового возраста, являющейся полной сиротой. Аннушка характеризуется как худенькая, маленькая и стройненькая девчушка, черты которой напоминают внешность Касьяна с острым лицом и лукавым взглядом. Однако она не является его дочерью, а старик называет ее сродственницей.
Касьян описывается рассказчиком как крестьянин, безумно любящий окружающую природу, в которой он находит для себя жизненную энергию и надежду на лучшую свободную жизнь. Мечты героя не исчерпываются желанием жить на богатой, плодородной земле, он хочет чувствовать вокруг себя красоту привольных лугов, лесов, полей и рек, открывающих безбрежность русских далей.
Смысловая нагрузка рассказа «Касьян с Красивой Мечи» заключается в изображении обычного представителя крестьян, умеющего боготворить и преклоняться перед любым природным проявлением, знающего птичий язык, сливающего собственное существование с жизнью родной русской природы.
Источник: Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева
Объяснение:
Все они совершенно по-разному относятся к проблеме, связанной с судьбой вишневого сада. Для Раневской и Гаева сад — вся их жизнь. Здесь детство, юность, счастливые и трагические воспоминания привязывают их к этому месту. Кроме того — это их состояние, то есть все, что осталось от него.
Ермолай Лопахин смотрит на вишневый сад совсем иными глазами. Для него это прежде всего источник дохода, но не только. Он мечтает приобрести сад, так как он — воплощение того образа жизни, который недоступен сыну и внуку крепостных крестьян, воплощение недосягаемой мечты об ином прекрасном мире. Однако именно Лопахин настойчиво предлагает Раневской имение от разорения. Здесь и обнаруживается истинный конфликт: расхождения возникают не столько на экономической, сколько на идейной почве. Таким образом, мы видим, что не воспользовавшись предложением Лопахина, Раневская теряет свое состояние не только из-за своей не что-то предпринять, из-за безволия, но потому, что сад для нее — символ красоты. "Милый мой, простите, вы ничего не понимаете... Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, то это только наш вишневый сад". Он представляет для нее и материальную, и, что важнее, духовную ценность.
Сцена покупки сада Лопахиным — кульминационная в пьесе. Здесь высшая точка торжества героя; самые смелые мечты его сбылись. Мы слышим голос настоящего купчика, напоминающего отчасти героев Островского ("Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю!.. За все могу заплатить"), но и голос глубоко страдающего человека, не удовлетворенного жизнью ("Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь").
Лейтмотив пьесы — ожидание изменений. Но делают ли герои что-то для зтого? Лопахин умеет лишь зарабатывать деньги. Но это не удовлетворяет его "тонкую, нежную душу", чувствующую красоту, жаждущую настоящей жизни. Не умеет он найти себя, свою настоящую дорогу.
Ну, а что же молодое поколение? Быть может, у него есть ответ на вопрос, как жить дальше? Петя Трофимов убеждает Аню, что вишневый сад — это символ которое страшно и которое нужно поскорее отринуть: "Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка... не глядят на вас человеческие существа... Владеть живыми душами — ведь это переродило вас всех... вы живете в долг, на чужой счет..." Петя смотрит на жизнь исключительно с социальной точки зрения, глазами разночинца, демократа. В его речах много справедливого, но в них нет конкретного представления о разрешении вечных вопросов. Для Чехова он такой же "недотепа", как большинство персонажей, "облезлый барин", мало понимающий в реальной жизни.
Самым светлым и незамутненным предстает в пьесе образ Ани. Она полна надежд, жизненных сил, но в ней Чехов подчеркивает неопытность, детскость.
"Вся Россия — наш сад", — произносит Петя Трофимов. Да, в пьесе Чехова центральная тема — это судьба не только вишневого сада, принадлежащего Раневской. Это драматическое произведение — поэтическое размышление о судьбе Родины. Автор не видит еще в русской жизни героя, который мог бы стать настоящим хозяином "вишневого сада", хранителем его красоты и богатств. Все герои этой пьесы (исключая Яшу) вызывают сочувствие, симпатию, но и грустную улыбку автора. Все они печалятся не только о своей личной судьбе, но ощущают общее неблагополучие, носящееся как бы в самом воздухе.