ответ: В одном из наиболее сатирических своих произведений, в «Собачьем сердце», М. Булгаков за кажущейся комедией изображает действительную трагедию советского общества. Эксперимент, который провели над Российской империей большевики, изображен в виде эксперимента профессора Преображенского над бродячим, но ласковым и добрым, псом, в результате которого последний превращается в человека. Этот человек, Полиграф Полиграфович Шариков, вскрывает язвы, образовавшиеся на теле современного М. Булгакову общества. Шариков был порождением профессора Преображенского, светила российской науки, который искал для омоложения организма. Но результат операции, проведенной Филиппом Филипповичем и его другом и ассистентом Борменталем, оказался более чем неожиданный. Пес превратился в человека. Этот человек соединял в себе черты и пса, и донора гипофиза – Клима Чугункина, пьяницы, гуляки и балалаечника. Но чем больше времени проходило, тем человечнее становился гомункул, он превращался в человека «с самым паршивым сердцем из всех, которые существуют в природе». Шариков смешон в своих поступках. Он гоняется за кошкой, запирает себя в ванной и чуть не затапливает всю квартиру. Его, пьяного и непослушного, за шкирку таскают полуголая Дарья Петровна и Преображенский. А общение Борменталя со своим подопечным воспитанником Шариковым так вообще преисполнено комизма. Но почему-то нам не хочется смеяться. Ведь за этой сатирой на получеловека скрывается трагедия всего общества, а не отдельно взятой личности. Шариков, мне кажется, страшен постольку, поскольку он не является продуктом воображения великого писателя. Он – результат внимательного изучения современности. М. Булгаков в своем произведении мастерски вскрывает ядовитые язвы, покрывающие советское общество. Эксперимент, проведенный большевиками, привел к появлению множества таких Шариков, для которых моральные и нравственные ценности – это тьфу! Для таких, как он, достаточно назвать себя «трудовым элементом» или «защитником революционных интересов», чтобы стать признанным членом общества. Именно поэтому так сокрушаются Борменталь и Преображенский, у которых есть университетское образование, и которые не могут совладать с алкоголиком и кошатником Шариковым. Шариков страшен. Страшен потому, что находит свое отражение и в нашем мире. Никогда общество не сможет освободиться от подобных социальных элементов. Они будут находить поддержку в любом обществе. И им будут безразличны ценности общества. Как и Шариков, они смогут требовать свои «шестнадцать аршин». Однако, в повести все заканчивается тем, что поганейшее из существ вновь превращается в милого и доброго пса. Исчез сам Шариков, но, увы, не исчезли его отражения в мире. И именно на борьбу с такими элементами как внутри нас, так и вокруг нас, и призывает Михаил Булгаков.
Васька слушает да ест. «Кот и повар»
А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. «Квартет»
А где пастух дурак, там и собаки дуры. «Волк и Волчонок»
А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. «Трудолюбивый медведь»
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом. «Осёл и Соловей»
А ларчик просто открывался. «Ларчик»
А он – дивит
Свой только муравейник. «Муравей»
А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник. «Щука и Кот»
Берись за то, к чему ты сроден
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. «Скворец»
Ведь я не здешнего прихода. «Прихожанин»
Великий зверь на малые дела. «Воспитание Льва»
Ворона каркнула во всё воронье горло. «Ворона и Лисица»
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»
Да только воз и ныне там. «Лебедь, Щука и Рак»
Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. «Парнас»
Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. «Музыканты»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. «Кукушка и Петух»
Избави Бог и нас от этих судей! «Осёл и Соловей»
И из гостей домой
Пришла свинья – свиньёй. «Свинья»
И сделалась моя Матрёна
Ни пава, ни ворона. «Ворона»
И Щуку бросили — в реку! «Щука»
Как белка в колесе. «Белка»
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом. «Стрекоза и Муравей»
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. «Две собаки»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт. «Лебедь, Щука и Рак»
Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. «Лев и Барс»
Полают да отстанут. «Прохожие и собаки»
Попался, как ворона в суп! «Ворона и Курица»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела. «Стрекоза и муравей»
Прощай, хозяйские горшки! «Обоз»
Рыльце у тебя в пуху. «Лисица и Сурок»
С разбором выбирай друзей. «Роща и Огонь»
Сильнее кошки зверя нет! «Мышь и Крыса»
Слона – то я и не приметил. «Любопытный»
Скупой теряет всё, желая всё достать. «Скупой и Курица»
Спой, светик, не стыдись! «Ворона и Лисица»
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. «Волк и Ягнёнок»
Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! «Стрекоза и Муравей»
Ты сер, а я, приятель, сед. «Волк на псарне»
Коль выгонят в окно, так я влечу в
другое. «Муха и Пчела»
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел. «Крестьянин и Работник»
Кто посмирней, так тот и виноват. «Мор зверей»
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку. «Две бочки»
Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. «Лебедь, Щука и Рак»
Мартышка к старости слаба глазами стала. «Мартышка и очки»
Молчи! Всё знаю я сама;
Да эта крыса мне кума. «Совет мышей»
Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. «Квартет»
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл жемчужное зерно. «Петух и Жемчужное зерно»
Наделала Синица славы,
А моря не зажгла. «Синица»
Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его. «Орёл и Крот»
Не плюй в колодец – пригодится
Воды напиться. «Лев и Мышь»
Но умысел другой тут был. «Музыканты»
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись. «Лебедь, Щука и Рак»
Одни поддельные цветы
Дождя боятся. «Цветы»
Они немножечко дерут:
Зато уж в рот хмельного не берут. «Музыканты»
Он порча, он чума, он язва здешних мест! «Кот и Повар»
Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться! «Орёл и Куры»
Осёл мой глупостью в пословицу вошёл,
И на Осле уж возят воду. «Осёл»
Отколе, умная, бредёшь ты, голова? «Лисица и Осёл»
От радости в зобу дыханье спёрло. «Ворона и Лисица»
Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим. «Волк и Лисица»
По мне уж лучше пей,
Да дело разумей. «Музыканты»
У сильного всегда бессильный виноват. «Волк и Ягнёнок»
Услужливый дурак опаснее врага. «Пустынник и Медведь»
Хоть видит око, да зуб неймёт. «Лисица и Виноград»
Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя всё то же. «Крестьянин и Змея»
Худые песни Соловью
В гостях у Кошки. «Кошка и Соловей»
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и обезьяна»
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить. «Кот и Повар»
Что от ворон она отстала,
А к павам не пристала. «Ворона»
Что сходит с рук ворам, за то воришек
бьют. «Воронёнок»
Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
Ещё стих из категории:
Басни Крылова
← Более раннее
Случайное
Более позднее →
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.
Крылов И.А.
Басни
Короткие стихи
Легкие стихи
Лучшие стихи
Для детей
Из школьной программы
О любви
О природе
О России
О коррупции
О богатстве и бедности
О власти и свободе
О войне
О воспитании
О вредных привычках
О добре и зле
О дружбе
О жадности
О жизни
О месте в жизни
О невежестве
О праве и морали
О силе и слабости
О слове и деле
О совести
О страхе
О судьбе
О хитрости
О хозяйстве
О справедливости
Посвящения
Пьесы
Длинные стихи
Лирические стихи
Афоризмы
Эпиграммы
Правила пользования || Политика
Ворона и лисица"
Но все не в прок/, глаз не сводит/, ангельский голосок/, царь-птица.
"Волк и ягненок"
У сильного всегда бессильный виноват/, мы Истории не пишем/, делу дать законный вид и толк/, слыханна ль такая дерзость (неслыханная дерзость).
"Волк на псарне"
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть/, забудем /, вашу я натуру знаю/, снявши шкуру (снять шкуру).
Объяснение: