В конце 30-х годов обозначился переход к новому типу реализма. Белинский видел основную его особенность в усилении критического начала, росте разоблачительной тенденции. Творчество величайшего преемника Пушкина в области поэзии, Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841), отмечено пафосом отрицания современной ему действительности. Лермонтов сложился как поэт в эпоху безвременья, когда декабристское движение было уже задушено, а новое поколение русских революционеров еще не окрепло. Это породило в его поэзии мотивы одиночества и горького разочарования.Ненависть к «светской черни», к голубым жандармским мундирам николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури. Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838 г.). Лермонтов — поэт действия. Именно за бездеятельность бичует он свое поколение, воспитанное эпохой реакции, не к борьбе и созидательному труду («Дума»).В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит образ гордой личности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Арбенин (драма «Маскарад», 1835—1836 гг.), Демон («Демон», 1829—1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). Разочарованный в окружающей мелочной жизни, поэт через увлечение такой демонической личностью, но в своих произведениях последних лет он развенчивает романтическую поэзию гордого одиночества. В его творчестве ясно наметилась глубокая симпатия к простым, но полным настоящей самоотверженности и героизма людям, — то настроение, которое образует основной пафос русской литературы XIX в.
Attalea princeps это ботаническое название пальмы. Сказка называется так потому что главной героиней так сказать и является эта пальма. В сказке растения растущие в оранжерее могли разговаривать и тому подобное. Сказка же. Рассказывается о том что захотела пальма на волю, и начала чтобы выбраться из неволи (Как она думала) тратила все соки, но росла и росла ввысь. И вот однажды её ветки коснулись потолочных стёкол оранжереи. Уперлись и через некоторое время разбили стекла. Но на улице была зима. И верхушка отмерзла. Оказывается на воле не так уж и хорошо. Затем пришёл хозяин оранжереи. Посмотрел. И приказал спилить её. Ибо колпак дополнительный для пальмы было строить дорого. Вот чем закончилось слепое стремление на "волю". Сказка заканчивается чем что жёлтые листья засыпает снег. Грустная, трагичная, немного жестокая сказка. Но как нельзя лучше показывающая некоторые современные реалии.