«Песня про.. . удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова — это поэма о поединке добра и зла, чести и бесчестия.
Царский опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников — главные герои поэмы. Несмотря на то что оба сильны, молоды, хороши собой, они в то же время сильно отличаются друг от друга.
Степан Калашников любит свой труд, требующий от него сметливости, расчетливости, дальновидности. Купец честный и хозяйственный, он по праву гордится молодой женой.
Полюбил купеческую жену любимый царский опричник Кирибеевич и задумал недоброе дело. Повстречав как-то вечером Алену Дмитревну, возвращавшуюся домой из церкви, он стал ее «цалавать-ласкать» , сулить золото, жемчуг, яркие камни и цветную парчу, если она полюбит его. Еле вырвалась она из его рук, но вслед ей уже смеялись «злые соседушки» . Но не только «честную, непорочную» Алену Дмитревну осрамил и опозорил царский опричник. Он позарился на честь чужой семьи, и купец Калашников не мог стерпеть такой обиды. Решил он выйти на смертный бой, «до последних сил» с Кирибеевичем, не побоявшись силы и удали любимого бойца царя.
Все герои “Песни... ” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом сме, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.
Произведение писалось на протяжении продолжительного времени, каждая часть была написана в определенный период жизни.Первая часть произведения, приблизительно 1099 год, во время, когда Мономах начал серьезную борьбу за киевский престол. Это фактически изложение главных мировоззренческих основ князя, которые строились на христианских принципахВторая часть была завершена в 1117 году. Это своеобразная летопись-автобиография, в котором изложена история княжения и походов Мономаха.Третья часть была написана в последний год жизни Мономаха - в 1125 году. Это духовное завещание князя своим сыновьям и потомкам.«Поучение детям» - скорее символическое название, произведение можно назвать широким по направлению.Свое “Поучение детям” князь Владимир Мономах написал в довольно почтенном возрасте, о чем свидетельствуют слова: “Сидя на санях (т. е. готовясь к смерти я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня к сим дням, грешным, довел”. Анализ текста показывает, что произведение было написано где-то в середине февраля - в начале великого поста 1117 г.В произведении можно выделить три отдельные части:- религиозные указания;- правила, которые затрагивают обязанности князя;- жизнеописание самого автора, которые должны служить детям примером и наукой.Опираясь на Святое Писание и писание отцов церкви, говорит Мономах в религиозном изложении о Божьей любви и Божьем всемогуществе. Когда мы, думает автор, на кого лихие, желаем его крови. Вместе с тем Бог терпит все наши грехи и дает возможность с раскаяния, слез и молитвы получить над ними победу и избавиться от них. Дает также доказательства Божьего всемогущества, дела которого - солнце, месяц, тьма, свет, воды, земля, птицы, рыбы и человек во всех своих подобиях и лицах. Призывает к раскаянию, поклонам, молитвам. Даже среди ночи хорошо петь набожные песни и бить поклоны. Так же сидя на коне, когда нет другого дела, лучше говорить: “Господи, помилуй”, чем думать какую-то бессмыслицу.Во второй части говорит автор об обязанностях относительно ближнего как о повинностях доброго хозяина. Приказывает бедным, вдовам и сиротам. Запрещает карать смертью: “Ни невиновного, ни виновного не выбирайте и не говорите убивать”. Велит соблюдать присягу, уважать священников, монахов, старшин, выбросить гордость из сердца, предостерегаться лености. Именно эту систему морали можно назвать определенным образом революционной; фактически уже в ХІІ столетии на Руси произошла отмена смертной казни.Обращаясь к сыновьям, Владимир Мономах советует самим выполнять все обязанности на войне, самим следить за всем, не полагаясь ни на кого.Владимир дает советы и установки из всех областей общественной и личной жизни. В частности, гостей нужно уважать, с какой стороны они бы не пришли, так как гости, то ли подорожные, мимо ходя, прославляют людей по всем землям - или добрым, или лихим”.Женщину, как советует Мономах, нужно любить, но не давать ей власти над собой. ”Что умеете, - заканчивает автор свои указания, - того не забывайте, а чего не умеете, то учите... И пусть солнце не застает вас в постели...”.В третьей части “Поучений...” Владимир Мономах рассказывает о разных приключениях и опасностях в своей жизни, из которых бы вышел целый и здоровый. Говорит это с целью объяснить беспощадным, что все на Земле происходит по воле Господа Бога нашего. Приводит примеры из собственной жизни: два тура брали его на рога: лось раз топтал копытами, второй раз колол рогами; дикий кабан вырвал ему меч; медведь укусил его за ногу; злой зверь вскочил на плечо и повалил его вместе с конем. Но все-таки Бог стерег и оберегал его. Он советует “Уважайте Бога, который дал нам милость свою”.При написании “Поучения...” пользовался Владимир Мономах “Заветами двенадцати патриархов” и такими статьями как “Поучение сыновьям Ксенофонта” и “Поучение сыну Феодоры”, которые вошли в сборник князя Святослава.
Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! / вот Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! / еще - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! /еще Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. . . Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки? " И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! /еще Построили редут. У наших ушки на макушке! / и еще! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут.
«Песня про.. . удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова — это поэма о поединке добра и зла, чести и бесчестия.
Царский опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников — главные герои поэмы. Несмотря на то что оба сильны, молоды, хороши собой, они в то же время сильно отличаются друг от друга.
Степан Калашников любит свой труд, требующий от него сметливости, расчетливости, дальновидности. Купец честный и хозяйственный, он по праву гордится молодой женой.
Полюбил купеческую жену любимый царский опричник Кирибеевич и задумал недоброе дело. Повстречав как-то вечером Алену Дмитревну, возвращавшуюся домой из церкви, он стал ее «цалавать-ласкать» , сулить золото, жемчуг, яркие камни и цветную парчу, если она полюбит его. Еле вырвалась она из его рук, но вслед ей уже смеялись «злые соседушки» . Но не только «честную, непорочную» Алену Дмитревну осрамил и опозорил царский опричник. Он позарился на честь чужой семьи, и купец Калашников не мог стерпеть такой обиды. Решил он выйти на смертный бой, «до последних сил» с Кирибеевичем, не побоявшись силы и удали любимого бойца царя.
Все герои “Песни... ” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом сме, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.
Объяснение:
v