Сучасний Італійський письменник Алессандро Сафіна порівняв книгу з холодильником. З яким предметом можете порівняти книгу ви?
Сочинение-описание картины С. Кожина "Церковь Покрова на Нерли"
задание: письменно ответить на вопросы стр 190,191 (1,2,3 "Размышляем о прочитанном")
Роман «Преступление и наказание» одно из произведений, которое волновало многие поколения русских людей. Роман на столько глубок, психологически точен в деталях, что кажется и автор пережил подобную драму. Муки Раскольникова, который хотел переделать мир, свое сознание… И что из этого вышло?
Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он молод. Красив. Умен. Полон энергии. Жаждет изменить эту жизнь. Найти в ней достойное место. Ради этого Раскольников придумывает античеловеческую теорию, проводит странный эксперимент, чем обрекает себя на невыносимые душевные муки. Он мечется по Петербургу, теряет сознание при одном упоминании об убийстве. В тоже время, его как магнитом тянет на место преступления, он страдает даже во сне (убитая старуха смеется над ним). И нет конца этой боли…
Так что же это за теория Раскольникова и на что бы она обрекла людей, если бы восторжествовала?
В основе ее заложены идеи фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб или господин. Есть люди, как правило, сильные, которым все разрешено, даже преступления, для достижения своих целей. Теория Раскольникова обрекает большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Многие захотели бы доказать, что и они «наполеончики».
Эта теория привела бы к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Почти так и случилось в веке, когда Наполеон отправился завоевывать мир, и в 30-х годах нашего столетия, когда к власти пришел фашизм в Германии, и чем это обернулось для мира.
Но увы… похоже история ничему не научила человечество. Бонапартистские идеи живы и по сей день. Садам Хусейн в Ираке, Израиль уже много воюет с арабами, Югославия, Афганистан. Наше бывшее государство, раздираемое расовыми проблемами, разделом территорий. Проливалась кровь в Карабахе, Грузии, Таджикистане. Ужасный террористический акт в США. Горько и больно, что гибнут дети, старики, женщины в чем их вина.
Описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тех, кто отрицает святость человеческой личности. Писатель утверждает, что любая человеческая личность священна, и что в этом отношении все люди равны.
Достоевский показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, перевернуть его на путь справедливости, он все же неизбежно принесет зло и себе и другим.
Эксперимент Раскольникова бесчеловечен. Да он убийца. Но писатель заставляет сочувствовать ему, потому что он хочет изменить жизнь. У нег болит душа, когда он видит несправедливость. Этим герой близок Достоевскому. Раскольников – бунтарь. Он нам дорог за свой непокой, за свое страдание, за то, что спорит сам с собой, терзает себя и мучит в поиске истины. В страданиях Достоевский видит проявление настоящей человечности. Именно в них – воскресенье, возрождение личности.
И в какую бы эпоху не жил человек, каким бы ни был общественный строй, он обязан и должен воспитывать в себе совестливость. Пример тому Клод Изерли, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, он просто не смог жить, осознав, какое совершил преступление. Следуя мучительным путем познания зла, Достоевский верит в торжество добра, разбуженного в сознании людей красотой и любовью!
Теория Раскольникова и её крах
Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение. Петербург предстает перед ним как город трущоб и роскошных кварталов, в котором процветают воровство, нищета, бродяжничество, проституция. В Раскольникове рождается чувство протеста. Как изменить существующий порядок? Надо встать над этим миром.
Раскольников создает теорию, в которой все люди делятся на два разряда: «владыки» и «твари дрожащие». Первые – люди, управляющие всем миром. Они могут уничтожать все на своем пути для достижения цели. По мнению Раскольникова, к этой группе принадлежат Магомет, Наполеон, Ньютон. Вторые должны подчиняться первым. Раскольников не сомневается в непогрешимости своей теории. Она оправдывает «кровь по совести». Ему только необходимо выяснить, кто же он сам. Чтобы это проверить, Раскольников идет на убийство.
Идея Раскольникова терпит поражение не только после, но и в самый момент ее осуществления. В нем растет брезгливое отвращение к тому, что он делает. После убийства старухи Раскольникову «захотелось все бросить и уйти», а когда его второй жертвой стала Лизавета, ему хотелось быстрее убежать отсюда.
После преступления Раскольников испытывает потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Герой осознает, что не «старуху убил, а себя». Не смог переступить через кровь, а значит, он не из числа людей «высшего» разряда. Преступление будто вычеркнуло его из жизни, встало стеной между ним и людьми, и это одиночество становится невыносимым.
Для развенчания идеи сильной личности автор использует систему двойников. Лужин и Свидригайлов тоже считают, что «сильным мира сего» «всё позволено». Раскольников чувствует, что ложная теория сближает его с ними, а он ведь, наоборот, хочет защитить людей от Лужиных и Свидригайловых. Теория завела героя в беспросветный тупик.
Самое сильное воздействие на Раскольникова, на его решение прекратить «бунт» оказывает Соня Мармеладова. Она страдает вместе с ним, но не может принять его теорию. Соня душу Раскольникова. Достоевский показывает, что понять истину человек может только находясь рядом с другими.
Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.
Приветствую!
Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с которых выражена точка зрения поэтов.
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. М. Ломоносов. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный; Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! – весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселена будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелям Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О Муза! Возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. Державин ПАМЯТНИК Sume superbiam... Horatius [Преисполнись гордости... - Гораций (лат.)] Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. Кричите, буйствуйте, - его вам не свалить! Распад певучих слов в грядущем невозможен, - Я есмь и вечно должен быть. И станов всех бойцы, и люди разных вкусов, В каморке бедняка, и во дворце царя, Ликуя, назовут меня - Валерий Брюсов, О друге с дружбой говоря. В сады Украины, в шум и яркий сон столицы, К преддверьям Индии, на берег Иртыша, - Повсюду долетят горящие страницы, В которых спит моя душа. За многих думал я, за всех знал муки страсти, Но станет ясно всем, что эта песнь - о них, И, у далеких грез в неодолимой власти, Прославят гордо каждый стих. И в новых звуках зов проникнет за пределы Печальной родины, и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый, Подарок благосклонных Муз. Что слава наших дней? - случайная забава! Что клевета друзей? - презрение хулам! Венчай мое чело, иных столетий Слава, Вводя меня в всемирный храм. Июль 1912 В. Брюсов Я памятник воздвиг себе иной! К постыдному столетию - спиной. К любви своей потерянной - лицом. И грудь - велосипедным колесом. А ягодицы - к морю полуправд. Какой ни окружай меня ландшафт, чего бы ни пришлось мне извинять, - я облик свой не стану изменять. Мне высота и поза та мила. Меня туда усталось вознесла. Ты, Муза, не вини меня за то. Рассудок мой теперь, как решето, а не богами налитый сосуд. Пускай меня низвергнут и снесут, пускай в самоуправстве обвинят, пускай меня разрушат, расчленят, - в стране большой, на радость детворе из гипсового бюста во дворе сквозь белые незрячие глаза струёй воды ударю в небеса.