Бабушка является важным человеком в жизни главного героя - мальчика Вити. Мать Вити утонула, и после ее гибели воспитание мальчика легло на плечи бабушки и дедушки:
"Когда утонула мама, бабушка не уходила с берега, ни унести, ни уговорить ее всем миром не могли."
Бабушка Вити - это уже пожилая женщина, "старый человек":
"Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать."
Бабушку зовут Катериной Петровной:
"Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст!"
О внешности бабушки известно следующее:
"Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город."
"...бабушка... стала подбирать волосы, сплетать их в косу, держа тряпочку для завязки косы в зубах."
Бабушка воспитывает Витю в строгости. Мальчик слушается бабушку, так как знает, что иначе ему будет "худо":
"Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо."
"Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперед."
Строгая бабушка требует от Вити "отчет и расчет" за его проступки:
"Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет."
"Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось."
Витя знает, что ему не отделаться враньем и слезами от бабушки, как это делают соседские дети:
"Я и сам знал, что им-то, левонтьевским, «ха-ха!», а мне «хо-хо!». Бабушка моя, Катерина Петровна, не тетка Васеня, от нее враньем, слезами и разными отговорками не отделаешься."
Когда Витя поступает плохо, бабушка кричит на него и иногда даже "поддает", то есть бьет:
"...бабушка только кричит, еще нет-нет да поддаст — у нее не задержится."
"Ну разок и щелкнет, так что за беда! За такое дело и не разок можно…" (щелкнет - то есть ударит)
Бабушка держит внука в строгости, потому что не хочет вырастить из него арестанта и мошенника. Старушка не одобряет дружбу Вити с левонтьевскими ребятами, которые учат Витю плохому:
"А он уж мошенничат! Че потом из него будет? Жиган будет! Вечный арестант! Я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! Это ихняя грамота!..
Бабушка зарабатывает на жизнь тем, что собирает ягоды в тайге (в основном землянику) и продает ее в городе. Так делают многие местные жители:
"Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник."
"...сплавала, слава Тебе, Господи, ягоденки продала сходно..."
Бабушка - шумная, громкая женщина. Кажется, что она "гремит", а не разговаривает:
"Нечего куски выглядывать, — гремела она."
"Своих вечно потачил! — гремела бабушка. — Теперь этого!.."
Бойкая бабушка кричит не только на внука, но и на своего мужа, дедушку Вити. Старушке не нравится, что дед балует внука:
"Бабушка и на него кричит: «Потатчик! Своим всю жизнь потачил, теперь этого!..»..."
За бойкий характер дедушка называет бабушку "генералом":
"...не оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку."
Бабушка - трудолюбивая и энергичная женщина. За день она успевает сделать множество дел:
"В это утро к нам приходило много людей, и всех бабушка задерживала, чтоб поведать: «А мой-то! Малой-то!» И это ей нисколько не мешало исполнять домашние дела — она носилась взад-вперед, доила корову, выгоняла ее к пастуху, вытряхивала половики, делала разные свои дела..."
Бабушка не любит пьяниц и лентяев. Так например, она ругает соседа Левонтия за его безделье и любовь к вину:
"...бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома..."
"Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал..."
Бабушка любит рассказывать свои новости знакомым и узнавать новости села, которые она пропустила, пока была в городе. Так, она рассказывает всему селу о том, как ее обманул внук:
"Не вытерпит, чтобы не поделиться новостями, почерпнутыми в городе, и узнать те новости, которые свершились без нее на селе..."
Несмотря на мошенничество Вити, бабушка дарит ему долгожданный пряник в виде коня с розовой гривой:
"Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой."
Став взрослым человеком, Витя по-прежнему вспоминает этого коня с розовой гривой как символ бабушкиной любви и доброты
Объяснение:
В ходе знаменательных исторических событий Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года наиболее полно, по мнению Толстого, раскрываются особенности нашего национального характера добро и правда» в сочетании с подлинным героизмом, незаметным и естественным, как сама жизнь, - вот те замечательные качества, которые проявляются и в боях за родину, и в солдатских буднях, и в перерывах между боями, и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу. Именно в годину всенародного бедствия обнажаются все лучшие национальные черты русского человека. А в трудных, экстремальных ситуациях острее видятся различия между людьми: одни лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, другие – патриоты по сути – отдают жизнь во имя общей победы. Первые – люди, преданные родине и народу, вторые – карьеристы, «маленькие наполеоны», чуждые интересам своей страны.
Изображая войну, Толстой выделяет не скачущих воинов с развёрнутыми знамёнами и их мудрых полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни рядовых солдат, их повседневный тяжкий труд. Он раскрывает внутренний мир обыкновенного человека обладающего неповторимой индивидуальностью, привлекающего своей душевной красотой. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких людей зависит ход исторических событий. Вспомним главы, посвящённые Шенграбенскому сражению. Перед нами расстроенные пехотные полки, растерянные солдаты. Их нравственное колебание, решающее участь сражение, готово разрешиться в пользу страха. Но тут на выручку приходит скромный, незаметный Тимохин. И не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление ротного, увлекшего за собой солдат, влияет на ход сражения. « Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться , побросали оружие и побежали». Здесь автор показывает героизм человека, которого никто не считает героем, который и сам меньше всего думает о своём героизме. Но недаром Кутузов запоминает Тимохина и называет его во время смотра в Браунау «измайловским товарищем», «храбрым офицером».
Используя приём антитезы, писатель показывает нам верных сынов отечества и лжепатриотов , думающих только о своей корысти. Толстой противопоставляет народную Россию «огромному, блестящему и беспокойному» миру придворных вельмож, военных интриганов, глубоко равнодушных к судьбам родины и своего народа. Даже Бородинское сражение для них «только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку». Мы видим, какая пропасть отделяет петербургские салоны, двор, аристократию от народной жизни. Этим « трутням» не дано осознать ту опасность, которая угрожает стране, народу и им самим. Граф Растопчин, например, расклеивает по Москве глупые «афишки», призывая жителей города не оставлять столицы. Его самомнение огромно: ему кажется, что он управляет действиями людей, руководит их настроением посредством своих воззваний. Но они написаны языком, который народ не понимает и даже презирает. Таковы люди, сами непричастные к ведению войны. Однако ещё более омерзительную картину представляют собой те, кто использует войну как средство наживы. Вспомним Берга, который в минуты всеобщего смятения ищет случая поживиться, он озабочен поиском «шифоньерки из красного дерева». И вот из такого высшего света приезжает в действующую армию «золотая молодёжь» , приезжает за чинами и орденами, пополняя ряды «военных трутней». Их формальное присутствие на поле битвы, их чудовищный деспотизм по отношению к рядовым солдатам можно расценивать как настоящее преступление. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба обеспокоены не столько будущим его результатом, сколько заботами о своих наградах. Они внимательно следят за флюгером царской милости.