— Почему поэма «Мертвые души» — «малый род эпопеи»?
— Каков смысл последовательности «помещичьих глав»?
— В какой главе поэмы почувствовали вы присутствие «удалой, полной силы национальности» (А. И. Герцен)?
— Как находит отражение Русь народная, помещичья, чиновничья в поэме? Души «мертвые» и «живые» в поэме.
— Какой мир противостоит «мертвым душам» в поэме Гоголя?
— Как проявляется высокий гуманистический идеал Гоголя в поэме?
— Как меняется настроение автора, тон лирических отступлений от 1-й к 11-й главе? Чем можно объяснить эти изменения?
— Известно, что во II томе «Мертвых душ» Гоголь хотел показать нравственное возрождение только одного помещика, фигурировавшего в I томе. Кто этот персонаж? (Свяжите со славянофильской концепцией.)
— О чем скорбит и о чем мечтает автор поэмы?
Вспомним отрывки из поэмы: главы 6, 11«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
«Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу…»
«Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога!..»
Мигель де Сервантес Сааведра задумывал роман о Дон Кихоте как пародию на рыцарские романы, заполонившие средневековую Испанию. Но пародии, как считают критики, не получилось. Получился роман, не похожий ни на один из существовавших в те времена, — роман о наивном, благородном, полусвихнувшемся человеке, возомнившем себя рыцарем, роман о том, как к фантазерам и чудакам, живущим в нереальном мире, относятся реальные люди и каково им в реальной жизни.Перед нами — Дон Кихот, человек, начитавшийся романов о рыцарях, их подвигах и прекрасных дамах. Слегка повредившись в уме именно из-за этих книг, идальго надевает доставшиеся ему от предков доспехи, шлем, называет своего старого коня Росинантом, а себя — Дон Кихотом Ламанчским, выбирает своей дамой сердца некую Дульсинею Тобосскую и, как истинный рыцарь, едет верхом на своей кляче навстречу приключениям. Приключения не заставили себя долго ждать: над витиеватыми фразами идальго смеются на постоялом дворе, где он остановился переночевать; купцы, которых рыцарь убеждает признать Дульсинею Тобосскую самой красивой женщиной на свете, колотят его. Вернувшись в родное село, Дон Кихот находит себе «оруженосца» — пахаря Санчо Пансу, и приключения продолжаются. Рыцарь дрался с ветряными мельницами, которые принял за великанов; едва не покалечил многих баранов из стада, которое померещилось ему вражеским войском; освободил каторжников; начал писать стихи и посвятил их своей даме... Много еще «подвигов» совершил Дон Кихот. И умер не на поле боя, а дома, в своей постели, в здравом уме, ругая те самые романы, которые «сделали» его рыцарем.Смешон? Да, внешне герой очень смешон. Комичны его речи, его поступки, его внешность. Но чаще всего он вызывает жалость и добрую грусть. В душе идальго бескорыстен, он гуманен и благороден. Он верит в то, что может искоренить зло, и это совсем не смешно. Как огорчается Дон Кихот, когда, встретив мальчишку-пастуха, за которого он вступился перед злым крестьянином, узнает, что этого пастушонка хозяин все-таки избил — и именно из-за вмешательства рыцаря! Дон Кихот часто бывал оскорблен в своих лучших чувствах. Все, что ни пытался он сделать хорошего, доставляло людям только неприятности. Ради других он жертвовал собой, но никакой благодарности за это не получал. И махнул на все рукой.Образ этого несуразного, вызывающего улыбку самоотверженного рыцаря стал одним из вечных образов мировой литературы. А если так — то не столь уж он смешон, этот добрый, честный и наивный защитник угнетенных!