, составить тезисы по этому тексту Н. А. Добролюбов ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА?
Он вам не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него
не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе. Ему нет дела до читателя и до
выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. Ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а
никак не на автора. Он представляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с
действительностью; а там уж ваше дело определить степень достоинства изображенных предметов: он к
этому совершенно равнодушен. У него нет и той горячности чувства, которая иным талантам придает
наибольшую силу и прелесть...
В этом уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его заключается сильнейшая сторона
таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных русских писателей. Из нее легко
объясняются все остальные свойства его таланта. У него есть изумительная — во всякий
данный момент остановить летучее явление жизни, во всей его полноте и свежести, и держать его перед
собою до тех пор, пока оно не сделается полной принадлежностью художника...
По-видимому, не обширную сферу избрал Гончаров для своих воображений. История о том, как лежит и
спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не бог
весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой,
современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось
новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих
надежд, но с полным сознанием истины. Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке
многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения,
нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей этой
обломовщине мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в
нем произведение русской жизни, знамение времени.
B
Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе; но прежде оно не выставлялось пред нами так
просто и естественно, как в романе Гончарова. Чтобы не заходить слишком далеко в старину, скажем, что
родовые черты обломовского типа мы находим еще в Онегине и затем несколько раз встречаем их
повторение в лучших наших литературных произведениях. Дело в том, что это коренной, народный наш
тип, от которого не мог отделаться ни один из наших серьезных художников. Но с течением времени, по
мере сознательного развития общества, тип этот изменял свои формы, становился в другие отношения к
жизни, получал новое значение. Подметить эти новые фазы его существования, определить сущность его
нового смысла - это всегда составляло громадную задачу, и талант, умевший сделать это, всегда делал
существенный шаг вперед в истории нашей литературы. Такой шаг сделал и Гончаров своим
«Обломовым»...
В чем заключаются главные черты обломовского
характера? В совершенной инертности, происходящей от
его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем
положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему
положению он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению авторов...
Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то
ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих
желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его
в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они
взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливается, что, кажется, нет ни малейшей
возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова
составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории...