Даль Владимир Иванович «Война грибов с ягодами»Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: "Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!"Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал скликать:— Идите вы, волнушки, выступайте на войну!Отказалися волнушки:— Мы все старые старушки, не повинны на войну.— Идите вы, опёнки!Отказалися опёнки:— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!Отказались сморчки; говорят:— Мы старички, уж куда нам на войну!Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:— Грузди, вы ребята др`ужны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!Откликнулись грузди с подгруздками:— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается."Ну, быть беде", — думает зеленая травка.А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали.С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” создана в последний период жизни поэта (1863—1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо? Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после “освобождения”. О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: “Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана”. Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявило, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяя свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Выслушав рассказ попа о его “счастье”, получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали:
Ты мимо их, помещиков! Известны нам они!
Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно “слово христианское”.
Дай слово христианское! Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам!
Они обладают чувством собственного достоинства. В главе “Счастливые” сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: “Проваливай!” Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему:
На! выивай, служивенькой! С тобой и спорить нечего: Ты ссчастлив — слова нет.
Правдоикатели трудолюбивы, всегда стремятся другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:
--А мы на что, кума? Давай серпы! Все семеро Как станем завтра, — к вечеру Всю рожь твою сожнем!
Так же охотно косить траву крестьянам Безграмотной губернии:
Как зубы с голоду, Работает у каждого Проворная рука.
1.исторические сведения о реформе 1861г. 2.Смысл названий губерний,уезда,волости в поэме "Кому на Руси жить хорошо". 3.Художественные особенности изображения деревень,дороги,природы,быта крестьян. 4.Гл."Счастливые".Портрет счастливых.В чем счастье рассказчика?. 5.Гл."Крестьянка".Жизнь Матрены Тимофеевны. 6.Жизнь народная в главе"Сельская ярмонка". 7.Темное,неприглядное в народе,глава "Пьяная ночь". 8.Изображение массовых сцен,создающих образ разноликой народной толпы. 9.Вахлаки.Уровень социального сознания вахлака. 10.Сложность психологии и сознания крестьян. 11.Отношения корежских крестьян с Шапошниковым и немцем Фогелем. 12.Савелий-богатырь,бунтарь русский. Что нового внесли поиски счастливого странниками-правдоискателями в спор о счастье,вспыхнувший в Прологе? Богатство,сложность,противоречивость духовного мира крестьянина,зреющий в народе стихийный протест против угнетателей.