Citiţi cu atenţie textul. Reprezentați schematic planul casei. Cu ce este echivalent cuvîntul din text în schema dvs.?
Grădina şi casa se întindeau pe trei străzi: Melodiei, Domniței și Călărași. Intrarea
și
principală era prin Strada Melodiei. Intrai într-o curte pietruită; pe dreapta, se întindea
grădina, pe stînga aripa nouă a casei, în care se pătrundea urcînd cîteva trepte de piatră
apărate de o marchiză ca un evantaliu de sticlă. Dar pe acolo intrau doar oaspeții. Noi,
ca şi familia şi prietenii, urcam pe o altă scară, mai modestă, care ducea într-un coridor-
galerie. In acest coridor se înşiruiau, spre stînga, baia, bucătăria, o odăiță și sufrageria.
Aceasta din urmă făcea parte din aripa nouă, care cuprindea un enorm salon, un birou, o
odaie de musafiri şi două mari dormitoare. La dreapta coridorului, se deschidea o uşă care
ducea într-un apartament separat, alcătuit dintr-o mare odaie pătrată şi o cameră de baie.
Cele două aripi ale casei alcătuiau un unghi drept și, între brațele unghiului, se în-
Mircea Elido
В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.
В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, — человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.
Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и отыскать.